Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ.
Убийство главы ДНР Александра Захарченко может изменить статус-кво на Донбассе. Вопрос в том, в какую сторону.
Киевский привет
Версий убийства несколько. В самой непризнанной республике говорят о руке Киева и, по некоторым данным, даже задержали несколько работающих на Службу безопасности Украины (СБУ) диверсантов. Москва придерживается этой же точки зрения. "Подлое убийство Александра Захарченко – это еще одно свидетельство: те, кто выбрал путь террора, насилия, запугивания, не хотят искать мирное, политическое решение конфликта, не хотят вести реальный диалог с жителями юго-востока, а делают опасную ставку на дестабилизацию ситуации, на то, чтобы поставить народ Донбасса на колени", — заявил президент России Владимир Путин.
СБУ против
Версия о внутренних разборках имеет право на существование. Ни для кого не секрет, что в ДНР регулярно проходила борьба за финансовые потоки, и у Захарченко (который в этих вопросах святым не являлся) было множество врагов. И его оппоненты платили серьезные деньги даже определенным российским медиа-персонам для информационной атаки на главу ДНР, то никто не мешал им нанять убийц. Особенно после того, как стало ясно, что выборы главы республики в очередной раз переносятся, а значит Захарченко остается у власти.
Что же касается "устранения силами российских спецслужб", то данный вариант крайне маловероятен. И не потому что российские силовики являются высокоморальными людьми, ратующими на русский мир – России ликвидировать Захарченко просто незачем. Глава ДНР прекрасно понимал правила игры, и мог бы просто уйти в отставку (и слухи об этой отставке уже ходили). Силовая же ликвидация создает слишком много рисков и вопросов, поскольку изменяет статус-кво. Причем непонятно, в чью пользу.
А там бардак-с
Эксперты и активисты по обе стороны от ДНР пытаются понять не только "кто убил", но и то, в каком направлении будет развиваться ситуация после убийства. Причем направление отнюдь не зависит от того, кто был заказчиком убийства. Как говорил один древний мудрец, настоящий стратег не создает ситуацию – он использует в свою пользу то, что создают другие.
Наконец, киевские власти будут говорить о том, что ликвидация Захарченко является спецоперацией Кремля, пытающегося получить повод для нападения на Незалежную и "Щеневмершую". Ни для кого не секрет, что Порошенко очень-очень просит Москву начать это наступление – ведь только оно сейчас может вернуть ему расположение западных лидеров, ибо заставит их снова прыгнуть в украинский окоп. При этом полномасштабное наступление самих украинских войск остается маловероятным – смерть Захарченко, конечно же, большая утрата, однако она не оказала критического воздействия на обороноспособность республик Донбасса, а также не убрала фактор "северного ветра". Блицкриг как был невозможным, так таковым и остался.
Сливаем республики?
Версий несколько. По одной из них Москва будет мягко сливать ДНР и ЛНР киевскому режиму. В группу адептов этой версии записались абсолютно разные люди – российские и украинские ура-патриоты, а также те, кто считает, что Путин предал интересы Донбасса ради интересов российских олигархов и намерен обменять жизни миллионов жителей Юго-востока на снятие или смягчение санкций. Против этой версии есть как минимум три серьезнейших, критических аргумента (помимо очевидных ограничений морально-этического характера).
Во-первых, вопрос поддержки ЛНР и ДНР стал уже частью не внешнеполитической, а внутриполитической повестки. Он настолько смешался с сакральными для россиян смыслами Великой Отечественной, что сдача ЛНР и ДНР киевским нацистам будет восприниматься как преступление со стороны абсолютного большинства российских избирателей. И, соответственно, приведет к дестабилизации на территории самой Российской Федерации, от которой элиту не защитит даже рейтинг президента.
В-третьих, непонятно, что Запад может предложить России за слив ЛНР и ДНР? Снятие санкций, нормализацию отношений? Этот товар уже давно девальвирован бездумной и безосновательной санкционной политикой Запада, а также денонсацией Америкой сделки с Ираном просто потому, что Трампу не понравились легальные иранские действия в других областях. Нет никаких гарантий, что Кремль (пожертвовав столь важными фигурами, как ЛНР и ДНР) не получит затем восстановление санкций по какому-то малозначительному поводу (типа фейковой истории со Скрипалями), после чего конфликт с Западом возобновится, но в куда более тяжелых для России условиях.
Путин очень четко дал понять, что слив ДНР и ЛНР "не случится". Есть лишь один вариант реинтеграции ЛНР и ДНР в состав Украины – после изменения власти в Киеве и конституционных поправок, предусмотренных Минскими соглашениями.
Измените или не мешайте
Минские соглашения сейчас находятся в политической коме, и одним из сценариев развития ситуации после убийства Захарченко видится их раскачка. Но не со стороны Киева, для которого их выполнение смертельно, а со стороны самой России, которая вроде как всегда выступала за их неукоснительное соблюдение.
На первый взгляд, странная линия – Москва сама призывает к денонсации нужных ей документов. Однако целью России является не разрыв соглашения – она пытается использовать вероятное убийство Киевом одного из подписанта Минска (то есть очевидное пересечение красной линии) для давления на внешних спонсоров Петра Порошенко, дабы те принудили его к исполнению политических статей. Или хотя бы отстали от Москвы с мантрой "Россия нарушает Минск, поэтому оставляем санкции". Обычный тактический отыгрыш ситуации – честь и хвала МИДу.
Стратегия небесспорная – многие критикуют Кремль за чрезмерную осторожность и медлительность, за которую расплачиваются жители Донбасса, гибнущие от регулярных украинских обстрелов. Однако ясно одно: нынешняя тактика террора со стороны Киева ни на йоту не приближает его к оккупации Донецка и Луганска.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции