Евгений Бондаренко, автор серии фильмов о полуострове "Все о Крыме"
Наступает лето, друзья, уже все вокруг зеленое, ночи становятся теплее, дни жарче, скоро прогреется море и начнется пора каникул и отпусков. Новый аэропорт уже открыли, запустили мост, и теперь поедут-полетят-поплывут в Крым туристы со всей России! Уже сейчас они сидят над картой где-нибудь в Саратове, Новосибирске или Хабаровске и гадают, какое местечко выбрать на этот раз, где остановиться. Крым не такой уж маленький, чего-чего, а курортных городов и поселков у нас хватает. Для тех, кто не может выбрать, где отдохнуть – рассказ об одном из самых необычных мест Крыма.
Орджоникидзе
Вы скажете – фантастика, где ж такое сегодня найдешь? Представьте себе, есть еще чудные уголки в Крыму! Один из них – поселок Орджоникидзе.
Когда собираешься сюда впервые, преследует убеждение, что это страшная глухомань – на самом краю полуострова… Да, на краю! Не просто на краю, а на выдающемся далеко в море длинном и узком мысе Киик-Атлама, расположенном в юго-восточной части Крыма, между Феодосией и Коктебелем. Мудреное тюркское название Киик-Атлама можно перевести по-разному. По одной версии это "прыжок дикой козы", по другой — "слоёный пирог". Первый случай объясняет форму полуострова, второй подразумевает пласты невысоких гор, слагающих мыс.
Что же касается глухомани – нет, друзья, все по-другому! Орджоникидзе, с одной стороны, – уникальный в своем роде "парк советского периода", где сохранились не только архитектура, но и особая атмосфера тех времен. С другой стороны — отличное место отдыха, по природным показателям не уступающее южнобережным курортам. Здесь очень чистое, неглубокое, а значит и теплое море с пляжами на любой вкус – городским, диким и даже полудиким.
Здесь тихо и уютно. Здесь живут простые и добрые люди. Здесь никто никуда не торопится. Тут просто некуда торопиться, поэтому отдыхающие гуляют по набережной, сидят в кафе и лежат на пляже. Вечером любуются великолепными закатами с видом на громаду древнего вулкана Кара-Даг, а по ночам считают звезды, которые на краю земли всегда ярче и ближе.
Название свое поселок получил в честь народного комиссара тяжелой промышленности Григория (Серго) Орджоникидзе. В 2007 году его чуть было не переименовали в Зурбаган – был такой сказочный город в рассказах Александра Грина, и хотя в описаниях Зурбагана узнается все же Севастополь, этому небольшому поселку название как нельзя подошло бы – для Крыма он тоже словно из нереального времени.
При всей необычности здесь есть все, что нужно для комфортной жизни отдыхающих: уютные кафе и недорогой рынок, доступный пляж и детские аттракционы, прогулки по невысоким горам и рыбалка с катера, интернет и маршрутки в Коктебель и Феодосию. Ну а самое главное, это отсутствие промышленных предприятий и больших трасс – экология на самом высшем уровне!
Если вам интересна история поселка, если любите необычные истории, спросите любого местного жителя, что такое "торпедный завод"… Это ведь сейчас сюда свободный въезд, а было время, когда вас к поселку и близко бы не подпустили! Есть у него свое интересное и таинственное прошлое. В советское время здесь находилось одно из секретных оборонных предприятий, да еще и с опытным полигоном.
Торпедный завод
Завод "Гидроприбор" производил самые настоящие торпеды. Да не просто производил, сначала здесь их проектировали и разрабатывали, потом собирали, а после еще и испытывали, отстреливая со специально построенного причала. Дополнительно на заводе занимались научно-исследовательской деятельностью, производили контролирующую аппаратуру, готовили специалистов, а еще, как положено советскому военному предприятию, изготавливали для продажи населению расчески и заколки.
До сих пор в нижней части мыса сохранились административные и рабочие корпуса завода. За стеклами некоторых окон видны комнаты с инструментами, папки и книги, мебель и даже одежда, словно все работники вышли ненадолго и скоро вернутся. А еще, рассказывают, есть тут и ходы подземные, и цеха тайные и даже огромные подводные тоннели для субмарин…
О запустении завода говорят выросшие по всей территории огромные деревья, густой кустарник, перекрывший бетонные дорожки, да отвалившаяся там и тут штукатурка. А еще почти полное отсутствие людей, ведь объект, хоть и не так, как раньше, но все еще охраняется. Попробуйте-ка подойти к проходной и спросите у охранника: "Можно осмотреть территорию завода?" В ответ услышите: "Вы с ума сошли? Это же секретный объект! Ну-ка, быстро уходите отсюда!"
Одно из самых грандиозных сооружений на территории завода – его причал. Впрочем, просто причалом назвать его мало, это огромный мощный комплекс – составная и неотъемлемая часть механизма завода.
Причал "Лотос"
Внутри здания огромные цеха, в колеях снятых рельсов которых давно уже выросла трава. Под потолком сохранилась мощная кран-балка, а в самой дальней части зияют проемы, через которые видно море. Вот здесь и испытывали те самые торпеды. Лестничные пролеты идут спиралью вокруг шахты лифта и приводят на верхний этаж, напоминающий капитанский мостик. Очевидно, отсюда велись наблюдения за испытанием.
С крыши причала видно почти весь Орджоникидзе, всю территорию завода и еще один небольшой причал, где раньше наверняка стояла спецтехника завода "Гидроприбор", а сейчас ютятся рыбацкие лодки, прогулочные катера и случайные яхты. Видно отсюда и одно хорошо сохранившееся здание, как-то не очень подходящее под весь остальной антураж.
Съемочная площадка
Даже то, что спустя несколько лет осталось от декораций, все равно сегодня привлекает внимание. Специально для съемок были убраны трава и кустарник, значительная территория превращена в базарную площадь с магазинами, прилавками, афишами. Мало того, была уложена самая настоящая мостовая и установлен забор, правда, бутафорский.
Сам корпус был изменен не только снаружи, но и внутри – в нем был устроен борцовский зал, где выступал герой Пореченкова. Таким образом, кусочек бывшей заводской территории превратился в уголок Феодосии конца 19 века, где и работал тогда в порту настоящий Иван Максимович Поддубный. Ну а в массовых сценах снимали жителей самого поселка Орджоникидзе и расположенных неподалеку Коктебеля и Феодосии.
Возвращаясь к самому заводу, стоит, пожалуй, заметить, что уже разработан проект по его восстановлению и использованию по прямому назначению. По крайней мере, такое заявление не так давно было сделано на уровне одного из министерств Республики Крым.
Ведь самая главная ценность этого места не старые корпуса завода и не огромный причал, а великолепные пляжи, чистейший и такой полезный морской воздух, потрясающие виды и тишина. Поднявшись на гору Васюкова, разделяющую Городской и Заводской пляжи, можно увидеть сразу весь поселок – как на ладони! А еще отсюда хорошо просматривается прибрежная гряда Биюк-Енышар, идущая до самого Коктебеля и бухты по обеим сторонам мыса.
Когда садится солнце и небо на горизонте окрашивается в желто-оранжевый цвет, постепенно переходя в закатные тона и отражаясь в море, отсюда и вовсе уходить не хочется! В такие минуты особенно понимаешь уникальность и ценность таких небольших, словно нарочно заброшенных подальше от цивилизации мест, и уже заранее знаешь, что обязательно приедешь сюда еще.