СИМФЕРОПОЛЬ, 4 мая — РИА Новости Крым. С наступлением майских праздников в Крым начали приезжать туристы. Это значит, что совсем скоро возгласы на пляжах "Сладкая кукуруза! Пахлава медовая! Креветки!" участятся до неприличия, а предприимчивые жители курортов будут толкаться около автобусов с туристами в поисках щедрых клиентов.
Пока россияне только пакуют свои чемоданы, отельеры и эксперты отрасли рассказывают РИА Новости Крым, сколько зарабатывают владельцы гостиниц и санаториев, почему они не хотят работать в межсезонье и насколько успешным для бизнеса будет курортный сезон 2018 года.
Убыточный бизнес?
"Бизнес не убыточный, а очень прибыльный. Если кто-то жалуется, значит, плохо работает или поставил слишком высокую планку маржинальности (анализ соотношения объема продаж, себестоимости и прибыли – ред.). Многие говорят, что сезон был плохой, это просто скулеж. Некоторые рассказывали, какой у них плохой сезон был, а потом на две недели в Барселону уехали, месяц на Гоа провели", — поделился мнением отельер, добавив, что строительство гостиницы – это "длинные" деньги, которые "отбиваются" за 10-20 лет.
"У многих есть представление, что это настолько прибыльное дело, что отельеров можно "доить". Огромное количество всевозможных сборов, условий, связанных с проверками, с необходимыми "ингредиентами" для работы. В то же время этот бизнес никогда не приносит доход в первые два года, так как нужны очень серьезные вложения. Есть советское представление: посчитали себестоимость, добавили рентабельность и стоят пустыми. Так не бывает. Чтоб получить гостя в отель, цена должна быть рыночной", — говорит Марциновский.
Сложнее всего приходится малым местам размещения, считает владелец хостела в Судаке Наталья Кириченко. По словам предпринимателя, из 400-500 рублей, который платит отдыхающий за сутки, 70% составляет себестоимость проживания.
"Это семейное дело и у нас нет возможности кого-то нанять. Мы сами встречаем гостей, сами убираем, я готовлю. Процентов 30 от стоимости проживания составляет наш доход. Мы сезон работаем, потом вкладываем заработанное в ремонт, и фактически остается "три копейки", чтобы прожить", — подсчитывает доходы предприниматель.
Добровольно-принудительные поборы
"У меня на отель в Коктебеле на 34 номера в прошлом году ушло 400 тыс рублей налогов. Новый объект в Ялте больше — там выходит около миллиона рублей. Налоговая нагрузка очень высокая, если у тебя не мини-отель и не гостевой дом", — добавил владелец отелей.
Несмотря на все сложности, Мешков получает около 50% чистой прибыли от суммы, которую отдыхающий платит за проживание. Себестоимость, в которую входят налоги, коммунальные услуги и работа обслуживающего персонала, составляет 30%. Еще часть средств, потраченных туристом на отдых, уходит на маркетинг, бесплатные угощения и подарочные сертификаты.
В свою очередь Павел Марциновский, который руководит двумя отелями на ЮБК, объясняет, что финансовые проблемы возникают не из-за налоговой нагрузки, а из-за "огромного количества желающих заработать на отелях". За годы работы в Крыму российская компания, имеющая ряд мест размещения по стране, не ощутила никакой поддержки со стороны властей Республики, говорит управляющий.
"Есть множество околоведомственных компаний, которые предоставляют, как им кажется, важные услуги и все это выливается в очень большие деньги. Вот какая-нибудь тарировка оборудования (тарировка — проверка показаний измерительного прибора, включая его регулирование и перенастройку — ред.) стоит всего 5-10 тыс рублей, но если этих мероприятий 50, то это превращается в другие суммы. От них нельзя отказаться, потому что это требования законодательства", — пояснил отельер.
Мертвое межсезонье
Большинство кафе и ресторанов были закрыты, развлекательных мероприятий найти не удалось. Марнопольская считает, что работы санаториев и отелей не достаточно для того, чтобы привлечь туриста на полуостров в холодное время года.
"Отдых заключается не в том, чтобы приехать в другое место и жить в отеле, а в возможности развлечений: выбрать себе кафе, посетить событийные мероприятия, достопримечательности. В Крыму эта инфраструктура закрывается осенью", — поясняет ситуацию специалист.
Вот уже несколько зим владельцы коктебельского мини-отеля и судакского хостела проверяют, насколько рентабельно работать круглогодично. Если в Судаке было совсем мало посетителей, то гостевой дом в Коктебеле не пустовал.
"Я прозимовал четыре года подряд. И если работал не в большой плюс, то и не в минус. Эта зима была очень приличной, в нескольких номерах жили постояльцы из Москвы и Челябинска, им врачи порекомендовали климат именно Коктебеля", — подвел итоги работы Мешков.
Цены на отдых нажали на паузу
Намного оптимистичнее прогнозы у властей Крыма. Ранее глава комитета Госсовета РК по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк заявил, что с начала года поток туристов увеличился на 8%. По его данным, Крым занимает лидирующие места среди российских курортов по количеству забронированных мест в отелях на май.
"В среднем наблюдается прирост броней на 10-20% по соотношению с прошлым годом. По данным министерства курортов и туризма, наши гости активно желают отдохнуть в Ялтинском регионе и Алуште, Евпатории, Саках, Судаке и Феодосии", — рассказали в пресс-службе Минкурортов Крыма.
"Некоторые подняли стоимость на 5-7% из-за роста коммунальных услуг. Но большинство отелей не поднимают цены, потому что плохо прошел сезон 2017 года. Некоторые отели перейдут на динамическую цену – в случае хорошей заполняемости, они в высокий сезон резко поднимут стоимость своих услуг, а если людей заселится мало – могут значительно снизить цену", — предположил глава регионального отделения Российского союза туриндустрии в Крыму и Севастополе Борис Зелинский.
Эксперт напомнил неудачный опыт перехода на динамическую цену прошлым летом, когда многие предприниматели поставили необоснованно завышенные цены на проживание для туристов, так как рассчитывали на большой поток отдыхающих после удачного лета 2016 года. Когда в июне россияне поехали в Турцию по более выгодным предложениям, в Крыму начали резко снижать цены, но было поздно.
Помня прошлые неудачи, бизнесмены снизили цены. Сегодня Саки, Евпатория, Судак, Мисхор, Феодосия, Алупка и Керчь входят в топ —10 самых недорогих курортов юга страны для отдыха в мае.
Крым – не Турция
"Часто обсуждают пресловутый сервис. Неоднократно бывал на зарубежных курортах и никакого особого сервиса я не видел. Там всего лишь больше современных отелей", — заметил Борис Зелинский.
"У меня родственники поехали на отдых на Сейшелы. В трехзвездочном отеле в первую же ночь у них украли мобильные телефоны. Они поменяли отель, где на одной из экскурсий их забыл автобус, и они бродили 3 часа. Но нельзя говорить, что Сейшелы — это плохо. Так и в Крыму нельзя сказать, что сервиса нет. Сервис улучшается, он не на дне", — уверена эксперт Наталья Пархоменко.
Сколько бы туроператоры не перечисляли преимущества Крыма, многие россияне по-прежнему проводят отпуск в Турции. Специалисты считают, что убедить туристов отдыхать в Крыму не выйдет до тех пор, пока не появятся туры с дешевыми перелетами.
Эксперт не считает правильным подражать Турции, выстраивая большие пятизвездочные отели. По словам главы представительства гостинично-туристской ассоциации, Крым всегда привлекал туристов недорогим частным сектором и малыми отелями.
"Мы говорим о том, что во времена Советского союза Крым принимал 11 млн туристов. Но тогда была другая система оздоровления, которая работала круглый год, были другие запросы общества. Мне кажется, что в Крыму пора запретить строить новые объекты. Я не думаю, что они будут заполняться, потому что Крым – не Турция", — подчеркнула она.
По данным специалиста, на сегодняшний день, так же как и пять лет назад, две трети отдыхающих предпочитают отдыхать в малых отелях или частном секторе. Выбор людей показывает, в каком направлении развивать российский курорт.