Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС
Никогда так часто не ездил в Крым, как в последние 3 года. Что связано с принципиально новым уровнем комфорта поездок и интересом к тому, что происходит сегодня на полуострове.
А здесь сегодня строятся новые дороги и ремонтируются старые, в аэропорту заработала служба проката авто – любой марки и абсолютно новых; порядка стало больше почти везде, как и внимания власти к реальным проблемам жителей полуострова. Повсеместно реализуются какие-то новые проекты, строятся храмы, ну и уже в ближайший год здесь вот-вот взорвутся новыми возможностями две бомбы: Крымский мост с автобаном через весь полуостров и новый аэропорт.
С точки зрения рагульских украинских СМИ, Крым запустовал. На самом деле поток туристов на полуостров нарастает, в связи с чем нарастает и беспокойство: а что будет с местной туристической индустрией и всем прочим, когда будет введен в строй Крымский мост? Не перекочует ли на полуостров пара-тройка дополнительных миллионов отдыхающих из Краснодарского края? Не перетянет ли Крым еще пару миллионов туристов из Абхазии и Турции? Готова ли инфраструктура полуострова переварить на порядок большее количество отдыхающих, чем в минувшем году? И не принесет ли резкий приток числа отдыхающих с материка вред уникальной экологии Крыма?
В лучшие свои годы Абхазия принимала до 4 и более млн. отдыхающих в год. Для сравнения: Крым – 5,6 миллионов в рекордном 2016 году. Но сегодня у этих двух территорий имеются схожие проблемы, и одна из них – проблема рентабельности туристических услуг.
И Абхазия, и Крым закрыты для зарубежного инвестора, и это лишает названные территории возможности конкурировать с Краснодарским краем (в 2018 году на черноморском побережье российского Кавказа будет более 16 млн. отдыхающих) и Турцией (эта страна примет в текущем году более 10 млн. россиян).
Однако нужно ли Крыму конкурировать с Абхазией, Турцией, Краснодарским краем, Болгарией и другими местами относительно недорогого и, прямо скажем, не очень взыскательного отдыха россиян?
Думаю, что нет. Уверен, что Крым должен рассчитывать на иные драйверы роста объема туристических услуг.
То, что туристы – важнейшая статья доходов полуострова, очевидно. Однако та схема развития крымского туризма, которая реализуется сегодня в регионе во многом стихийно, с моей точки зрения, ошибочна.
Эта схема не учитывает ни наличия сильных конкурентов (см. выше), ни особенностей самого Крыма. При том, что полуостров – помимо моря, климата (что имеется у всех стран черноморско-средиземноморского региона) — имеет важное конкурентное преимущество, которое, увы, не учитывается должным образом при формировании планов развития местной туротрасли.
И это не налоговые и иные экономические преференции. Это так называемые внеэкономические факторы, под которыми я понимаю, в первую очередь, культуру в самом широком смысле этого слова. Древнейшую и богатейшую культуру Крыма от эпохи Херсонеса до наших дней.
Еще один телеведущий телеканала "Россия" построил православный храм в Севастополе, и в эту стройку он также привлек миллионы рублей.
Один из моих коллег по Московскому госуниверситету каждый год вкладывает немалые средства в поддержку крымских археологических экспедиций. А еще один проводит в Крыму ежегодные Всероссийские кинофестивали.
Так действует внеэкономический фактор. И Крым богат не только Домом писателя в Коктебеле, Херсонесом или Ялтинскими променадами.
Феодосия, как место творчества всемирно известного русского художника Ивана Айвазовского могла бы стать Меккой для профессионалов современного искусства. Ялта может стать реальной столицей российских кинематографистов и местом паломничества чеховедов, Севастополь – столицей военных оркестров и оперного искусства, Керчь – местом ежегодного сбора российских ветеранских организаций, а Судак – библиотекарей и библиофилов.
Полагаю, что Крым нуждается в такой стратегии развития региона, в которой на первом месте стояла бы уникальная русская культура. А само культурное развитие должно видеться важнейшим элементом стратегии развития полуострова как специфического туристического кластера.
Таким образом, туристическая схема в Крыму должна быть принципиально иной, чем стратегия развития туристической зоны черноморского побережья Кавказа и Краснодарского края. Главный упор здесь должен быть сделан не на привлечении массового туриста (для этого есть Абхазия, Краснодарский край и Турция), и не на превращение крымских курортов в Сан-Тропе (чтобы не превращать Ялту в Нью-Васюки; к тому же на роль Сан-Тропе претендует Сочи), но на привлечении взыскательного туриста, прежде всего, трех основных категорий: творческой и научной интеллигенции, паломников традиционных российских конфессий и молодежи.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции