Александр Бедрицкий, директор Таврического информационно-аналитического центра
В январе этого года американское интернет издание "Huffington Post" выложило в сеть черновик несекретной части нового документа, определяющего роль ядерных сил в обеспечении национальной безопасности США, – "Обзора состояния ядерных сил". В США он послужил поводом для демократов в очередной раз критиковать Трампа, а в России вызвал заметный резонанс по вполне понятным причинам – ни для кого не секрет, что практически с момента создания ядерного оружия, оно стало главным инструментом взаимного сдерживания СССР и США. Не будет преувеличением сказать, что обладание ядерным оружием лежало в основе современной системы стратегической стабильности и безопасности. С распадом Советского Союза картина изменилась лишь в деталях, но не в главном – ядерные арсеналы России и США направлены в первую и основную очередь на взаимное сдерживание.
Будущее виделось глобальной гегемонией США, которой не мог угрожать сопоставимый по возможностям противник и в документе говорилось о снижении роли ядерного оружия для обеспечения национальной безопасности: оно не должно применяться против неядерных государств, а по отношению к России служит средством сдерживания, в случае изменения политического курса Ельцина.
"Обзор" 2001 года отражал политику администрации Буша-мл., направленную на отказ от любого рода договоров или соглашений, ограничивающих военные возможности Соединенных Штатов. Он фиксировал значительные изменения как структуры американских стратегических сил, так и принципов их возможного применения. К наступательным стратегическим вооружениям добавлялись оборонительные системы, включая ранее запрещенную противоракетную систему, а также инфраструктура ядерного оружейного комплекса. За ядерным оружием сохранялись функции сдерживания, но резервировалась возможность применения в региональных конфликтах, в том числе и со странами, не обладающими ядерными вооружениями. Помимо традиционного объекта сдерживания — России, тогда в список попали Китай, Ливия, Сирия и три страны, причисленных к "оси зла" – Ирак, Иран и Северная Корея.
Третий "Обзор состояния ядерных сил" был опубликован в 2010 году на фоне "перезагрузки" отношений США с Россией. В нем говорилось, что основную опасность для Соединенных Штатов представляют угрозы ядерного терроризма и распространения оружия массового поражение – прежде всего, со стороны Ирана и Северной Кореи. Россия не относилась к числу прямых врагов, но представляла опасность из-за равных с США ядерных возможностей и программ модернизации ядерного оружия.
В вопросах обеспечения национальной безопасности предполагалось меньше опираться на ядерное оружие, а сдерживание и глобальное доминирование должно было осуществляться за счет развития национальной и региональной системы ПРО, а также создания стратегических ударных неядерных средств в рамках программы "Быстрого глобального удара" (БГУ).
Таким образом, предыстория нынешнего "Обзора состояния ядерных сил" доказывает только один простой тезис. С американской точки зрения необходимо на стратегическом уровне обеспечить условия для сохранения доминирования США в глобальном масштабе.
В период "после холодной войны", когда Россия была слаба и выпала из категории актуальных внешнеполитических соперников, базовыми принципами стратегической стабильности можно было попросту пренебречь. Затем была сделана попытка закрепить военно-политическое доминирование за счет развития новых высокотехнологичных ударных средств, защитить свою территорию системой противоракетной обороны и на этом фоне рассуждать о необходимости ликвидации ядерных вооружений. Теперь, когда стала очевидной новая реальность "наглого возвращения" России, можно вновь вернуться к ядерному оружию.
Вот только для нового поколения американских политиков, выстраданные принципы обеспечения стратегической стабильности – всегда результат компромисса с соперничающей стороной, интересы которой надо уважать и понимать (что вовсе не означает слепого следования им), перестали быть элементом политической культуры. Более того, в самих США, конфликт противоборствующих политических групп, вызванный победой Трампа, не прекращается и по сей день, и не известно к чему приведет в будущем. Сегодняшнее американское обсуждение ядерной проблематики, как авторами нового документа, так и его критиками, свидетельствует только об этом, а не о принципиальном желании построения безопасного мира.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции