МОСКВА, 21 янв — РИА Новости (Крым). Рубль сейчас на максимумах, и по итогам прошлого года стал одной из самых сильных валют в мире. Поддержку ему оказывают, в первую очередь, нефтяные цены, и одна из главных задач на 2017 год – сохранить стабильность, сведя к минимуму резкие курсовые колебания.
Дополнительные деньги от продажи углеводородов решено пустить не на текущие расходы, а на пополнение резервов – об этом сегодня сообщил министр финансов Антон Силуанов. Эксперты говорят, что такие меры – правильный шаг к тому, чтобы уберечь рубль от болтанки".
Излишки – в резервы
"Нефтегазовые компании получают выручку в валюте. И Резервный фонд у нас тоже в валюте. Для пополнения резервного фонда мы покупаем валюту на внутреннем рынке на рубли, и соответственно выбрасываем дополнительную рублевую ликвидность на рынок. Это негативно влияет на курс", — объяснила Анна Кокорева, ведущий аналитик "Альпари".
Эксперт, впрочем, не уверена в том, что это существенно сдержит возможную волатильность и придаст курсу дополнительную стабильность.
На динамику нацвалюты продолжат влиять как внешние факторы — геополитика и цены на энергоносители, так и внутренние — в частности, темпы экономического роста.
Объем имеет значение
Наблюдатели указывают и на важность того, о каком размере тех самых дополнительных нефтегазовых доходов будет идти речь.
По его словам, с точки зрения волатильности в большей степени важна политика Центрального банка. Предложенные меры будут направлены, скорее всего, на сдерживание излишнего укрепления рубля.
"Если будет какое-то активное движение вниз по доллару и вверх по рублю, скорее всего, ЦБ будет с этим бороться именно потому, что это выгодно для бюджета", — пояснил Мамедов.
Бюджет всему голова
Снижение дефицита бюджета сейчас – приоритетная задача. Главный финансовый документ страны на 2017-2019 году сверстали с дефицитом, и ближайшие три года его планируют последовательно сокращать.
Свежие данные Минфина по итогам 2016 года показали: дефицит федерального бюджета составил 3,56% ВВП% — чуть меньше прогнозируемого. В 2017 году дефицит составит 2,753 трлн рублей.
Покрывать его планируют из средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Эксперты указывают: очевидно, когда у государства есть проблемы с реальными финансовыми ресурсами для осуществления расходов, рано или поздно оно должно придти к необходимости дополнительной эмиссии, или еще каких-то инструментов, носящих уже монетарный характер.
Не допустить падения
"Сдерживание расходов должно помочь сохранить укрепившийся курс рубля, не допустив резкого его падения", — считает Владимир Климанов, директор "Института реформирования общественных финансов".
"Сейчас, при достаточно высоком дефиците бюджета, удается сдерживать дополнительный рост расходов, что определенно хорошо влияет на курс нацвалюты", — указывает Климанов.
Долгосрочный план
По мнению экономиста, для создания прочной основы для стабильности рубля нужно целенаправленное действие разных участников процесса. В Минфине уже заявили: совместно с Центробанком готовят план по снижению долгосрочной волатильности национальной валюты.
В частности, с 2020 года может заработать новое бюджетное правило: если нефтегазовые доходы бюджета окажутся выше тех, которое прогнозировались при среднегодовой цене нефти в $40 за баррель, излишки будут "стерилизоваться" в Резервном фонде и ФНБ.
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин пояснил: это сгладит нежелательную волатильность, и пообещал — резких колебаний курса рубля, которые были в 2014-2015 годах, больше не будет.
По прогнозам экспертов, новое бюджетное правило стабилизирует рубль, но только если оно будет симметричным. То есть, покупка валюты на рынке при нефти дороже, например, $40 долларов за баррель и продажа ее, опять же в рынок, если нефть дешевле этого уровня. Это позволит регулировать валютную ликвидность и действительно позволит избежать резких курсовых колебаний.