Сергей Варшавчик, для РИА Новости
Ровно 75 лет назад, 26 декабря 1941 года, началась Керченско-Феодосийская морская десантная операция, вынудившая немцев прекратить штурм Севастополя. С этой крупнейшей операции Военно-морского флота СССР началась тяжелая борьба за Керченский полуостров.
По грудь в ледяной воде, под огнем врага
Утром 26 декабря 1941 года, преодолевая бушующий на море шторм, сильный холодный ветер и мороз в 15 градусов, матросы 83-й бригады морской пехоты и бойцы 224-й и 302-й стрелковых дивизий начали высадку вблизи Керчи. Из-за необорудованности береговой линии пехота высаживалась прямо в ледяное море, и по грудь в воде двигалась вперед под огнем врага.
В ночь на 29 декабря советские десантники начали штурм Феодосии. Группа кораблей под командованием командира Отряда лёгких сил Черноморского флота, капитана 1-го ранга Николая Басистого открыла ураганный огонь по порту, тем самым позволив незамеченной подобраться первой волне десанта на сторожевых катерах и малых тральщиках.
В итоге 600 морских пехотинцев из 1-го Особого десантного отряда ЧФ под командованием старшего лейтенанта Аркадия Айдинова, преодолевая ожесточенное сопротивление противника, овладели портом и северной частью Феодосии.
Айдиновцы быстро установили навигационные огни и обеспечили проход в бухту эсминцев и самоходных десантных судов с основным десантом.
На фоне побед Красной Армии
К началу декабря 1941 года стратегическая обстановка на советско-германском фронте стала складываться в пользу Красной Армии.
29 ноября войска Южного фронта освободили Ростов-на-Дону. Сталин телеграммой поздравил "доблестные войска 9 и 56 армий во главе с генералами Харитоновым и Ремезовым, водрузившие над Ростовом наше славное советское знамя".
5-6 декабря на московском направлении началось мощное контрнаступление, в ходе которого войска Западного, Калининского, Юго-Западного фронтов, ломая сопротивление группы армий "Центр", начали гнать на запад немецкие войска от столицы СССР.
9 декабря 4-я армия Северо-западного фронта штурмом овладела городом Тихвин в Ленинградской области. Тем самым части РККА не позволили вермахту охватить северную столицу вторым кольцом блокады и отвлекли силы врага в момент решающей битвы под Москвой.
Прорубить окно в Крым
На фоне этих побед руководство страны решило организовать наступление и на крайне южном фланге советско-германского фронта – в Крыму, который был ранее захвачен 11-й германской армией генерала Эриха фон Манштейна. Единственным советским плацдармом остался Севастополь, отбивающий яростные атаки противника.
7 декабря 1941 года Ставка Верховного главнокомандования приказала командующему Закавказским фронтом генералу Дмитрию Козлову совместно с главкомом Черноморского флота вице-адмиралом Филиппом Октябрьским в двухнедельный срок подготовить и провести десантную операцию по овладению Керченским полуостровом.
Начальник штаба фронта генерал Федор Толбухин (выросший за годы войны до маршала Советского Союза) разработал план операции, согласно которому главный удар в районе Феодосии наносила переброшенная с иранской границы 44-я армия под командованием генерала Андрея Первушина. 51-я армия генерала Владимира Львова наступала в районе Керчи, на вспомогательном направлении.
Спасти город русских моряков
Для перевозки и поддержки с моря войск привлекались 250 кораблей и судов Черноморского флота и Азовской военной флотилии. Морская авиация и ВВС Закавказского фронта располагали 700 самолетами.
17 декабря 1941 года части 11-й германской армии возобновили наступление на Севастополь, чтобы взять город к Новому году. Основной удар немцы наносили через Бельбекскую долину на Мекензиевы горы, вспомогательный — по долине реки Черная на Инкерман.
Части Приморской армии генерала Ивана Петрова в результате ожесточенных боев были оттеснены к югу, в итоге противник вплотную подошел к Мекензиевым горам, с высот которых мог контролировать весь город и подходы к нему. Севастополь оказался в критическом состоянии.
Смертельная опасность для 11-й немецкой армии
Как азартный игрок, Манштейн бросил все силы своей армии на штурм последнего советского плацдарма в Крыму, в то время как на второстепенном в тот момент Керченском полуострове у него находились минимальные силы. Руководство Красной Армии понимало, что необходимо срочно оказать помощь Севастополю.
Туда были экстренно переправлены кораблями 345-я стрелковая дивизия и 79-я бригада морской пехоты. При этом линкор "Парижская коммуна", крейсер "Молотов" и эсминцы "Безупречный" и "Смышленый" своими орудиями помогли защитникам цитадели отбить ряд атак.
Но главной помощью Севастополю стала высадка морского десанта на востоке Крыма. В своих воспоминаниях Манштейн признавал, что "это была смертельная опасность для армии в момент, когда все ее силы, за исключением одной немецкой дивизии и двух румынских бригад, вели бой за Севастополь".
Сбросить советский десант в море
Имелась в виду 46-я дивизия из 42-го корпуса генерала Ханса фон Шпонека. Барон оказался в незавидном положении, поскольку в целом силы советского десанта составляли более 80 тысяч человек, у него же было около 35 тысяч солдат.
При этом действия войск вторжения прикрывали боевые корабли Черноморского флота, в том числе крейсера и эсминцы. Солдатам Шпонека угрожало окружение, поэтому генерал запросил у Манштейна разрешения отступить с Керченского полуострова, чтобы запереть дальнейший путь Красной Армии в Крым в узком 15-километровом Ак-Монайском перешейке.
Но Манштейн запретил ему это делать, поскольку не хотел, чтобы, пока не взят Севастополь, в Крыму возник бы еще один фронт борьбы с советскими войсками. Шпонеку было предписано сбросить противника в море во что бы то ни стало. С оставшимися силами главком 11-й полевой армии продолжал штурм Севастополя.
Такое решение объяснялась также и тем, что Гитлер взял на себя обязанности главнокомандующего сухопутными силами Германии и запретил своим генералам даже думать об отступлении.
Теряя технику и солдат
Три дня 46-я пехотная дивизия удерживала Керчь и прилегающие окрестности. К ней на помощь двигалась одна из наиболее боеспособных румынских частей – бригада "Раду Корне", названная так по имени своего командира. Однако захват 29 декабря 1941 года Феодосии резко изменил ситуацию. Для немцев создалось угрожающее положение, при котором советские войска выходили в тыл подчиненным Шпонека.
Шпонека, который в Первую мировую войну был многократно награжден "Железными крестами" за храбрость, и был одним из создателей парашютных войск, нельзя было назвать трусом. Однако он понимал, что не располагает свежими резервами, чтобы парировать наступление русских из Феодосии на север.
Нервы у него не выдержали, и он принял решение немедленно выводить свои войска из ловушки и обрушиться на советские войска, пока они не успели сомкнуть кольцо окружения. Утром 31 декабря 1941 года в районе Ак-Монайского перешейка разгорелись ожесточенные бои.
Теряя тяжелую технику, артиллерию, убитых и раненных, частям 46-й пехотной дивизии удалось вырваться с Керченского полуострова. Попытка румынских войск помочь своим немецким союзникам с треском провалилась. Под ударами танкистов 44-й армии они отступили вглубь полуострова.
В условиях все более усиливающегося сопротивления защитников города и появления в тылу двух вражеских армий, штурм Севастополя 30 декабря закончился для немцев неудачей. Более того, нацистам пришлось отвести войска с северного участка фронта на высоты у долины Бельбека из-за опасения, что советские части могут прорвать ослабевшие немецкие боевые порядки.
Отложенный расстрел генерала
Гитлер с трудом дал на это разрешение. Но отступление без приказа Шпонека привело его в бешенство.
Главнокомандующий группой армий "Юг", фельдмаршал Вальтер фон Рейхенау категорически запретил представлять к наградам солдат и офицеров 46-й пехотной дивизии, которая была также лишена знаков отличия. Ее командир, генерал Курт Химер был вскоре тяжело ранен на Ак-Монайском перешейке и умер 4 апреля 1942 года.
Что касается Шпонека, то он был отстранен от командования корпусом и предстал 23 января 1942 года перед судом военного трибунала под председательством наци № 2 Германа Геринга в ставке фюрера. После чего был приговорен к расстрелу, который Гитлер из-за протеста Манштейна заменил ему шестью годами заключения в крепости.
23 июля 1944 года, после покушения на фюрера, фон Шпонек был расстрелян по личному приказу рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера.
Они были первыми
Генерал Алексей Первушин при налете вражеской авиации на свой штаб 16 января 1942 года был тяжело ранен, и далее 44-я армия воевала с другим командиром. Его коллега, командир 51-й армии генерал Владимир Львов погиб 9 мая 1942-го при бомбежке.
Командир 1-го Особого десантного отряда Аркадий Айдинов после освобождения Феодосии был награжден орденом Красного знамени и назначен первым комендантом города. В качестве комендантской роты порядок наводили моряки из его отряда, которые остались в живых. 19 марта 1942 года Аркадий Федорович пал смертью храбрых в бою.
Но борьба за Крым продолжалась.