Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Сирийская армия выбила боевиков из всех кварталов Алеппо, сообщил замначальника главного оперативного управления Генштаба ВС России генерал-лейтенант Виктор Познихир. Крупнейший промышленный, инфраструктурный, логистический центр на севере Сирии свободен от террористов.
С 13 декабря правительственная армия САР зачищала последний оплот боевиков в квартале Салахеддин, и джихадисты сотнями складывали оружие. К этой победе Сирия и её союзники шли три месяца, преодолевая сопротивление двух тысяч "умеренных оппозиционеров" на танках. Решающий удар по очагам сопротивления террористов нанесли с земли, с воздуха и с моря.
Отражая контратаки, невзирая на применение террористами химического оружия, обстрелы госпиталей и активное международное противодействие, созданная в середине ноября разнородная группировка правительственной армии САР и союзных сил ликвидировала террористический анклав.
15 декабря последние отряды боевиков оставили городские кварталы по специальному коридору в направлении Идлиба под присмотром беспилотных летательных аппаратов Российского центра примирения враждующих сторон. Для транспортировки раненых привлечены представители Международного комитета Красного Креста (МККК).
Ранее генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выразил тревогу за судьбу мирных жителей Алеппо. Но беспокоиться стоило гораздо раньше, еще в 2013 году, когда "умеренные боевики" вошли в город и начали терроризировать в восточных кварталах более 200 тысяч жителей. Правительство Сирии за три года спасло 160 тысяч мирных горожан, только в декабре — около 120 тысяч. По состоянию на 14 декабря в подконтрольных боевикам кварталах Алеппо находились около 50 тысяч мирных жителей.
Какие возможности дает сирийскому правительству полный контроль над Алеппо?
Алеппо — ключ от севера
Ликвидация террористического анклава в Алеппо сломала многие пружины механизма, созданного Западом для демонтажа суверенных государств. Потеря второго по численности населения сирийского города — сокрушительный удар для противников президента САР Башара Асада. Появилась возможность укрепить государственность на большей части страны.
Алеппо — важнейший после Дамаска экономический центр Сирии и центр провинции, который позволяет контролировать север страны, приграничные с Турцией районы проживания курдов, территорию Северо-Западного Ирака.
Довоенное население Алеппо — 2,3 млн человек, то есть более 10% населения Сирии (на 2015 год — 18, 5 млн человек). Город расположен всего в 145 км от крупнейшего морского порта Латакия (население — свыше 550 тысяч человек) и российской военной базы.
Полное освобождение сирийскими правительственными войсками Алеппо резко ослабляет позиции исламистов в соседней провинции Идлиб. Правительственная армия получает возможность теснить противника с восточного направления.
Посмотрим на карту Сирии: открытый для террористов "черный коридор" от турецкой до иракской границы — через Алеппо, Ракку, Дэйр-эз-Зор, — необходимо блокировать, а лучше ликвидировать.
Неподалеку, в долине Евфрата, боевики до недавних пор контролировали основные нефтяные месторождения и коммуникации с Турцией. Освобождение Алеппо подрывает экономическую базу террористических группировок и перекрывает поток поставок в Ракку, сирийскую "столицу" боевиков ИГ (запрещена в РФ).
В провинциях Алеппо и Идлиб долго хозяйничали "умеренные оппозиционеры", к 2013 году безопасных наземных дорог из Дамаска в Алеппо не осталось. Только в 2016 году с помощью ВКС России удалось пробить "дорогу жизни" и положить начало освобождению центра провинции. Теперь у сирийской армии открываются два пути — на Идлиб и на Ракку.
Железный союз
При этом важно понимать, что Россия легитимно защищает ближневосточную стабильность. Американская коалиция отстаивает лишь беззаконное право на "смену режимов".
Действия ВКС стали средством сдерживания военной кампании Пентагона: интервенция США в Сирии могла бы привести к войне с Россией, которая остается ядерной державой.
Москва предложила партнерские отношения региональным государствам, с которыми возможно было достижение общих целей в сирийском конфликте. Так, представители Иордании и России обсуждали военное сотрудничество уже в октябре 2015 года. А Турция, которая поддерживала сирийских повстанцев и сбила российский бомбардировщик, все же принесла свои извинения, и две страны продолжили сотрудничество в разных сферах.
За год боевых действий в Сирии российская группировка Воздушно-космических сил совершила свыше16 тысяч боевых вылетов, нанесла 54 тысячи ударов по объектам террористов, уничтожила около 35 тысяч боевиков, а также 250 танков и реактивных систем залпового огня, более 330 оружейных мастерских, не считая уничтожения экономической базы и каналов снабжения террористических группировок.
Только при освобождении Алеппо погибли несколько российских военнослужащих.
В Алеппо налаживается мирная жизнь. Кроме того, в Сирии более 1040 населенных пунктов присоединились к режиму прекращения огня.
Прогнозы посторонних
Другая французская газета, Le Figaro, отмечает, что наиболее вероятный сценарий — наступление правительственных войск на Идлиб: "Победа высвободит 30 тысяч солдат, артиллерию и основную часть российско-сирийской авиации для новых операций… Сирийская армия заинтересована в том, чтобы в приоритетном порядке взяться за Идлиб.
Речь идет о самой большой концентрации мятежников в Сирии: 50 тысяч боевиков в группе "Джейш аль-Фатх" (Армия завоевания). Ее возглавляет "Аль-Каида", которой удалось ликвидировать практически все "умеренные" группы". Позднее эта же газета сообщала: "Башар Асад и Москва завершают отвоевание "полезной Сирии", где проживают порядка 60% населения. Однако сирийский лидер, по всей видимости, не собирается останавливаться на достигнутом".
Американский аналитический центр Atlantic Council резюмирует: "Россия сражается в Сирии по ряду причин: она хочет защитить своего союзника,.. защитить свое право на использование военно-морской базы в Средиземном море,.. уничтожить исламистов, а также положить конец западной кампании по смене режимов в Европе и на Ближнем Востоке".
Возможно, потеря Алеппо станет серьезным уроком руководству НАТО и уходящему американскому президенту Бараку Обаме, политика которого также потерпела крах в Афганистане, Ираке, Ливии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции