Ялтинская конференция: секретный код операции — "Аргонавт". Часть I >>
В то же время встреча "Большой тройки" не ограничивалась только принятием геополитических решений. Были официальные и неофициальные приемы, неформальные встречи, остановки в пути, многие из которых до сих пор окутаны тайной.
Филиппинские обеды с русским колоритом
В Ливадийском дворце с 4 по 11 февраля семь раз происходили официальные встречи Большой тройки. Дважды Сталин наносил визиты "февральскому хозяину" Ливадийского дворца, Рузвельту (4 и 8 февраля). Во время торжественных приемов хозяйкой во дворце была дочь Рузвельта Анна Беттигер, которой помогала дочь государственного секретаря США Кэтлин Гарриман.
Примечательно, что Рузвельт первым дал обед в честь своих гостей Сталина и Черчилля. Это произошло 4 февраля после официальной первой встречи глав трех государств.
Обед приготовили филиппинские повара, но продукты были исключительно русские: икра, осетрина, говядина с макаронами, торт, чай, кофе, водка и пять сортов вина — в основном из массандровских подвалов.
Секретность, секретность и еще раз секретность
Конференция проходила в режиме абсолютной секретности. Первое сообщение о ней появилось только на пятый день, 8 февраля 1945 года, причем без упоминания Ялты.
Газеты в те дни писали: "Президент Соединенных Штатов Америки, премьер Советского Союза и премьер-министр Великобритании в сопровождении своих начальников штабов, а также трех министров иностранных дел и других Советников, совещаются в настоящее время в районе Черного моря… Совещания происходят беспрерывно. Конференция началась с военных переговоров… Начались также переговоры по проблемам, связанным с установлением прочного мира…".
А первые кадры фото и кинохроники появились только через несколько дней после ее завершения.
Доступ журналистов и списки были заранее согласованы всеми участниками встречи. Но все отснятые материалы и негативы, в том числе и отбракованные, у советских репортеров изымала госбезопасность.
Об этом рассказывает и известный крымский фотокорреспондент Марк Яблонский, отец которого, Леонид Исаакович Яблонский, был единственным крымским корреспондентом на конференции, представляя газету "Красный Крым".
Корреспонденту РИА Новости (Крым) Марк Леонидович рассказал, что сейчас точно установить, кто именно был автором знаменитого снимка в итальянском дворике Ливадийского дворца, на котором запечатлены Черчилль, Сталин и Рузвельт, невозможно.
"Отбирались лучшие снимки, а подписи под такими фотографиями было ставить не принято. Поэтому достоверно установить автора невозможно", — отмечает Яблонский.
Штирлиц знал все
События о конференции в Ялте нашли свое отображение и в кинематографе. Достаточно вспомнить киноэпопею Юрия Озерова "Освобождение", в которой советская разведка добыла данные о сепаратных переговорах генерала СС Карла Вольфа с представителем американских спецслужб Аллена Даллеса в Швейцарии. Эта же тема проходила "красной нитью" в популярном сериале "Семнадцать мгновений весны" о советском разведчике полковнике Исаеве, который действовал под именем штандартенфюрера фон Штирлица.
По версии кинематографистов и писателя Юлиана Семенова, советской разведке удалось получить важные козыри в переговорах с союзниками в период Ялтинской конференцией.
В 2011 году Тигран Кеосаян снял четырехсерийный остросюжетный телефильм в жанре шпионского боевика "Ялта-45 ", повествующем о подготовке к Ялтинской конференции.
Память о событиях Ялтинской конференции увековечена как в экспозициях Ливадийского дворца, так и в названиях улиц. Так, в 1960 году улица Бульварная была переименована в улицу Рузвельта.
В феврале 2015 года в Ливадии была установлена скульптурная композиция Зураба Церетели, в которой в бронзе увековечена "Большая тройка".
Памятник был изготовлен к 60-летию Ялтинской конференции в 2005 году. Но тогда этому помешали резкие протесты лидеров незарегистрированного меджлиса и, в частности Мустафы Джемилева, который усмотрел в этом "возрождение культа Сталина".
Публикация подготовлена на основе собственных материалов РИА Новости (Крым) и открытых источников