СИМФЕРОПОЛЬ, 12 янв — РИА Новости (Крым). Цены на алкоголь в Крыму и других регионах России очень разнятся. Так, местное крымское вино на полуострове стоит на 100, а то и более рублей дешевле, нежели в Москве, в то время как водка, которую в абсолютном большинстве привозят с материка, стоит в Республике дороже.
185 и выше
Цены на бренди и коньяк, которые также регулирует РАР, остались на старом уровне — 293 и 322 рубля соответственно.
"Мы регулируем цены в части установления минимальной стоимости некоторых видов алкоголя и этилового спирта. Это 409 приказ от 25 декабря 2014 года. Он вступил в силу 1 февраля 2015-го. С того момента немного увеличилась цена на этиловый спирт — на 5 рублей. Мы выявляем продажи ниже установленной цены. В Крыму было небольшое количество таких фактов. В основном эта продукция была маркирована поддельной федеральной маркой. Соответственно и цена была ниже 185 рублей, поскольку основная часть цены бутылки водки это акциз", — рассказал РИА Новости (Крым) Тимур Татаринцев, глава крымского Росалкогольрегулирования.
По "соточке"
А вот коньяк и бренди по минимально установленным ценам РАР в Крыму не найти. Самый дешевый продукт этого сегмента — 350 рублей, но это не тот напиток, который выдерживали несколько лет в бочке — как правило, это купажированный напиток из молодых виноградных спиртов. В Москве и Краснодаре этот же продукт стоит на 95 рублей дороже.
Приказ, который снизил в феврале 2014 года цены на водку, регулирует только напитки крепостью более 28 градусов. Поэтому цены на вино и шампанское под его действие не подпадают. Если средняя цена качественного крымского вина на самом полуострове колеблется от 250 рублей и выше, то такое же вино на материке будет стоить не менее 400 рублей.
Пошел по рукам
Что же делает крымский алкоголь "золотым" в материковой части России, а российский дорогим здесь? Председатель ассоциации "Торговля Крыма" Сергей Макеев уверен: причин этому несколько.
"Большую лепту в цену алкоголя вносят дистрибьютеры, поскольку своего производства водки в Крыму практически нет, даже алкоголь крымского производства попадает на полки через них по договорам. Дистрибьютерские компании на этом "жиреют". В крымские магазины все попадает через третьи руки, а то, что производят на материке, к нам попадает вообще через четвертые или пятые руки. Также проблема в дорогостоящей логистике. Кроме того, у нас в Крыму недостаточная конкуренция: сетевой ритейл у нас занимает порядка 20%. В Москве этот показатель на уровне 80%. У нас структура торговли просто ужасная. Большое количество сетевых магазинов создают нормальную конкурентную базу, что приводит к снижению цен. У нас этого нет", — уверяет Макеев.
"Положение спасти может логистический комплекс, куда производители могут напрямую поставлять товар, таким образом сокращая два или три звена перекупщиков. По похожей системе работает один из сетевых магазинов Крыма. Он "зацентрован" — у них есть распределительный центр и магазины сами не закупают у производителя, а все оседает в РЦ, после чего расходится по магазинам, исключая коррупционную составляющую при закупках. Правда, есть и подводные камни, поскольку фура идет через переправу и Керчь в РЦ, а оттуда товар вынуждены опять везти магазины, в ту же Керчь, например", — поделился Макеев.
Также эксперт уверен, что Крыму не стоит связываться напрямую с иностранными производителями элитного алкоголя — из-за сравнительно низкого спроса.
"Крыму нет смысла открывать внешнеэкономические контракты на поставку элитного алкоголя. Поэтому вся торговля идет через центр, где ведется внешнеэкономическая деятельность" — уточнил Макеев.
Знакомство с "градусами"
"Сами дистрибьютерские компании устанавливают цены просто из неоткуда и они завышены: не налажена логистика и, зная это, на нас хотят заработать. Кроме того, наценки устанавливают и магазины. Все зависит от того, где магазин находится, от его направленности, да и стоимость лицензии довольно недешевая. Кроме того, поставщики поднимают цены на товар, ссылаясь на рост курса доллара", — говорит Евгений.
Приехав на дегустацию в Петербург, Евгений был удивлен ценами на алкоголь, во всяком случае на элитный.
"Я был в Питере недавно, там бутылка известного французского шампанского стоит 2700 рублей. У нас — 6000 рублей", — рассказал он.
Кроме того, эксперт уверен, что часто мы платим бренду, по сути, за рекламу.
"Часто мы платим за рекламу бренда, который выпускает продукцию. Так есть определенные производители элитного алкоголя, которые спонсируют акции исключительно "цветной" направленности, проще говоря ЛГБТ. Есть "цветная" водка, название которой я говорить не буду, кому надо — поймет. Вот они проводят акции в гей-барах, завоевывая определенный контингент и потребителя. Это надежный метод получения прибыли", — делится Евгений, уточняя, что, например, в Великобритании об этом знают и эту водку пьют в основном представители секс-меньшинств.
"Крымская продукция пока не распробована, и на материке по сути ее берут "познакомиться". Это интерес, поэтому она востребована. К нам часто в сезон заезжали клиенты, нагребали десятки бутылок местного алкоголя. Что-то себе, что-то на подарки. Да, на материке цены на крымский алкоголь довольно высокие, но там наценка на наш алкоголь ниже, чем у нас на "материковый", — говорит эксперт.
Также Евгений уточнил, что санкции подорожания "элитки" вызвать никак не могут.
"Санкции на крепкий алкоголь не введены. Да вообще, ни на какой алкоголь они не введены. Это факт, поэтому алкоголь иностранного производства в Россию поступает без проблем", — уточняет Евгений.