После присоединения Крыма к России Краснодарский край стал для крымчан своеобразным мерилом социально-бытовых условий жизни в Российской Федерации. Именно к коллегам с Черноморского побережья Кавказа крымчане в первую очередь обращаются за советами и экспертными мнениями. Это касается в том числе и курортной сферы, которая во многом объединяет интересы и чаяния двух соседних регионов. О проблемах и достижениях рекреационной отрасли соседнего с Крымом региона в интервью радио "Россия сегодня" рассказал министр курортов Краснодарского края Евгений Куделя.
Евгений Владимирович, когда вы впервые побывали в Крыму? Какие были впечатления?
— Когда я учился во втором классе, мы приехали с мамой в санаторий в Ливадии. Очень поразила крымская природа и климат. Уже сейчас понимаю, что многие люди едут в Крым именно из-за климата, в том числе это касается жителей Краснодарского края. В Анапе сухой климат, в Геленджике — средиземноморский, в Туапсинском районе – более влажный, Сочи – это уже субтропики. В Крыму климатические условия очень сильно отличаются, здесь всегда, даже в самые жаркие дни, можно найти уголок прохлады.
То есть Крым и Краснодарский край нельзя назвать конкурентами?
Но ведь в развитие курортов Краснодарского края государство успело вложить гораздо больше ресурсов, чем в Крым…
— Да, но не забывайте, что у нас общее советское прошлое. А в те годы была построена очень мощная инфраструктура. Дай Бог здоровья тем строителям, которые соорудили то, что сейчас есть в Крыму и в Краснодарском крае. Нас до сих пор выручает этот потенциал. В Сочи во время подготовки к Олимпийским играм была реконструирована система водоснабжения, канализации, но построено все это было в 60-е годы. Представляете, с каким качеством и размахом строил Советский Союз?
Сейчас в Крым вкладывается очень много средств. Точно так же было и с Краснодарским краем, когда шла подготовка к Олимпиаде 2014 года. Но, думаю, нашим крымским коллегам следует помнить, что это ненадолго и нужно успеть по максимуму построить то, что невозможно построить за собственные деньги и деньги инвесторов. Первые успехи Крыма уже налицо. Например, дороги. Их качество год назад и сейчас демонстрирует положительную динамику. Поэтому я думаю, что у Крыма и Краснодарского края проблемы одни и те же, и они решаемы.
На какое время года в Краснодарском крае приходится пик туристического сезона? Довольны ли вы, как чиновник, заполняемостью здравниц в осенне-зимний период?
— Мы начали большой упор делать на межсезонье, потому что это большие резервы. И первое, что мы сделали – запретили органам местного самоуправления проводить какие-то мероприятия якобы с целью увеличения турпотока в праздничные дни. Ну зачем на 1 мая проводить какие-либо мероприятия, если люди туда и так приедут? Давайте мы это же мероприятие проведем во второй половине мая или в апреле. Конечно, это не значит, что в период "высокого" сезона не нужно проводить концерты и массовые акции. Но это должны быть коммерческие, а не бюджетные мероприятия.
Что касается статистики, то в Краснодарском крае до 70% отдыхающих приезжают с мая по сентябрь включительно. Единовременно курорты нашего региона могут принять 500 тыс отдыхающих. В летний период свободных мест практически нет. Конечно, нужно брать во внимание тот факт, что развитию внутреннего туризма в России во многом способствует рост курса доллара, благодаря чему едва ли не половина жителей страны резко стали патриотами. Люди начали открывать для себя жемчужины курортов Краснодарского края и Крыма.
Что касается количества отдыхающих, то я крайне настороженно отношусь к неофициальной статистике. Предпочитают доверять Росстату.
Если вы спросите главу города или района, сколько туристов посетило подведомственный ему регион, он может назвать очень высокие цифры, но сразу же возникает вопрос, а где тогда деньги в бюджете? Потому что каждый отдыхающий с собой привозит определенную сумму, он ее тратит, и от 8 до 10% потраченных денег все равно потом попадут в бюджет. Поэтому данные о миллиардах отдыхающих не выдерживают критики. Коллегам из Крыма я бы тоже посоветовал поработать с Росстатом, проводить выборочные исследования, например, вывести статистику по заполняемости в частном секторе, коллективных средствах размещения, и тогда мы получим какую-то объективную цифру.
Но такую статистику вести крайне сложно хотя бы потому, что в Крыму, по крайней мере в прошлом году, до 80% квартиросдатчиков и владельцев малых отелей работали "в тени". Есть ли какие-то данные на этот счет по Краснодарскому краю? Можете ли вы поделиться опытом по легализации такого рода бизнеса?
Но это понятие следует разграничить. Есть бабушки, которые сдают 3-4 комнаты на 5-10 койко-мест, и, как говорится, Бог с ними. Это люди, которые, по выражению Михаила Жванецкого "избавляют нас от необходимости заботиться о них". Но есть частный дом в семь этажей на 50-100 номеров, а его хозяин платит налог на землю как частное лицо.
Я считаю, что единственным выходом из данной ситуации является обязательная классификация отелей и присвоение им "звезд".
На сегодняшний день в Российской Федерации за исключением Сочи эта классификация является добровольной. Я думаю, что по итогам заседания Госсовета выйдет поручение Президента Российской Федерации сделать классификацию обязательной на всей территории РФ. Здесь мы наталкиваемся на жесткую позицию Минэкономразвития — вы "кошмарите" малый бизнес. Но ведь для того, чтобы получить "звезду", надо в первую очередь выполнить требования пожарной службы и Роспотребнадзора. А были случаи, когда люди жили в каком-то вагончике и задохнулись в дыму. Поэтому я считаю, что классификация должна быть обязательной. И мы, как органы власти, приложим максимум усилий, чтобы потребителя услуг не обманывали. Если база отдыха не может предоставлять услуги определенного уровня, пусть задекларирует одну "звезду" и выставит соответствующую цену. Это способ регулирования рынка.
Как власти Краснодарского края взаимодействуют с бизнесом? Как вы боретесь с нелегальными предпринимателями?
— Боремся довольно жесткими методами. Приведу пример Геленджика. Здесь за одну ночь с набережной вывезли все незаконно установленные торговые точки, а опешившим предпринимателям предложили скинуться на ремонт набережной. Но когда они увидели результаты (набережная в Геленджике считается одной из лучших на Черноморском побережье), конфликты с властью сразу прекратились. Предприниматели легализовали свой бизнес, построили павильоны установленного образца, встали на налоговый учет и успешно работают.
То есть это метод "кнута и пряника"?
— Можно сказать и так. Главное — такая работа должна вестись постоянно, а не от случая к случаю. Нужно постоянно вести диалог с бизнесом, и тогда бизнес сам пойдет навстречу.