Верность по-севастопольски. Полжизни ради ржавой подлодки

Севастопольские секреты (24)
Подводная лаборатория Бентос 300

СЕВАСТОПОЛЬ, 7 фев – РИА Новости Крым, Андрей Киреев. Долгие годы уникальная подводная лаборатория "Бентос 300" ржавела в акватории Инкермана. Все это время бывшие члены экипажа субмарины неоднократно пытались восстановить аппарат хотя бы в качестве музейного экспоната, но ограниченные финансовые возможности ставили крест на всех попытках спасти легенду советской гидронавтики. Неудачи расстраивали, но подводники руки не опускали.

В конце октября прошлого года бывший старпом "Бентоса", а ныне один из собственников ржавого "монстра" Юрий Брага решил испытать судьбу еще раз и принять участие в конкурсе на получение президентского гранта. В этот раз морякам повезло. На восстановление подводного аппарата было выделено почти 9 млн рублей. Энтузиасты решили не ограничиваться реконструкцией только "Бентоса". О далеко идущих планах гидронавтов узнал корреспондент РИА Новости Крым.

Три в одном

Подводная лодка ВМФ РФ
Всплытие покажет: подводные лодки России в бою
Подводная лаборатория "Бентос 300" (бентос – глубина в переводе с греческого языка) была построена в конце 1975 года. В 1976 году она прибыла в Севастополь и вошла в состав городского экспериментально-конструкторского бюро по подводным исследованиям. Позже оно было переименовано в Севастопольскую базу специального экспериментального флота и подводных аппаратов "Гидронавт", подчинявшуюся министерству рыбного хозяйства СССР.

Наблюдательно-спасательная рубка сферической формы в носовой части, основная функция которой – спасение экипажа

Мини-субмарина АС-11 в Казачьей бухте Севастополя в настоящее время
Ржавый "призрак" Севастополя
"Бентос" – уникален. Это и подводная лодка (в отличие от боевой – без вооружений), и подводная лаборатория, и водолазный комплекс, оборудованный барокамерой и шлюзом для выхода в море. Наши сильные стороны: автономность (рекорд беспрерывного пребывания под водой около 12 суток) и рабочая глубина – 360 метров (предельная 400 метров)", — подчеркивает Брага.

В носовой части субмарины располагается наблюдательно-спасательная рубка (НСР) сферической формы, основная функция которой – спасение экипажа.

Константиновская батарея: два века на охране Севастополя >>

"НСР должны были задействовать, если лодка по каким-то причинам не может всплыть с глубины ниже 100 метров. Выше этой отметки следовало использовать водолазное оборудование. В рубку помещался весь экипаж – 12 человек", — рассказал РИА Новости Крым бывший старший механик "Бентоса" Александр Древетняк.

Подводная лаборатория "Бентос 300" в Севастопольской бухте в районе Инкермана

В 1980 году НСР была успешно испытана и доказала эффективность эвакуации при нештатной ситуации. Правда, испытания проходили на глубине 30 метров при участии трех гидронавтов.

"Бентос" в длину превышал 30 метров, в ширину – чуть более 6 метров, высота – 12 метров, вес (в воздухе) – 610 тонн.

Основное предназначение подводной лаборатории – изучение морской флоры и фауны. Аппарат впервые в мире провел многолетние наблюдения за филлофорным полем Зернова (водорослями, которые используются в медицине и косметике). Осмотрел множество крупных мидийных поселений. Конечно, много исследований было посвящено морским обитателям.

Вид на Константиновский форт и Севастопольскую бухту
Бетонные рукава Севастополя: как ЧФ защитили от штормов и диверсантов
"Мы проводили изучение последствия траления рыбы. Благодаря нашим исследованиям этот способ ее добычи, который наносит колоссальный вред придонной флоре и фауне, был остановлен", — отметил Древетняк.

Севастополь: Храмовая гора или третья столица? >>

Помимо этого, "Бентос" привлекался к обследованию шельфов, трубопроводов. "Именно он обнаружил газогидраты на дне Черного моря – кристаллические соединения, образующиеся из метана и воды при определенном давлении и низкой температуре", — сказал Брага.

Пользовались услугами гражданских гидронавтов и военные – привлекали подлодку для поиска и подъема ракет, торпед.

Губительное мелководье

До развала Советского Союза было изготовлено всего лишь два "Бентоса", и оба базировались в Севастополе. Переход из социализма в капитализм больно сказался на всех сферах жизни развалившейся страны, и база "Гидронавт" не стала исключением. Структуру банкротили, ее суда за долги забирали порты иностранных государств.

Внешний корпус почти полностью развалила ржавчина

В начале 90-х оба "Бентоса" выкупили бизнесмены из Сибири. Второй к тому времени только прошел капитальный ремонт и находился в идеальном состоянии. Аппараты хотели использовать для поиска сокровищ в Карибском море, но из-за финансовых проблем эти задумки реализованы не были.

"После появления постановления о том, что имущество, находящееся на территории Украины, переходит в собственность страны, бизнесмены перевезли второй "Бентос" в Новороссийск. Какое-то время экипаж находился там, но из-за финансовых проблем вынужден был уехать в Севастополь. Попытки вернуть аппарат в город-герой не увенчались успехом – на предприятии не нашлось средств, хотя экипаж готов был работать бесплатно. Подводную лодку закрепили у пирса, но во время сильного шторма она затонула. Позже российские военные для очистки территории под нужды флота распилили "Бентос" на части, которые вытаскивали из воды и утилизировали", — говорит Брага.

Мифы и "страшилки" Черного моря >>

Оставшуюся в Севастополе субмарину продают на металл. "В 2000 году на лодку проникли какие-то люди, открутили бронзовые клапаны, чтобы сдать. В результате "Бентос" тонет", — вспоминает старпом.

Старпом "Бентос 300" Юрий Брага и старший механик Александр Древетняк

После этого бывшие члены экипажа подводной лаборатории создают клуб "Бентос" и предпринимают попытки спасти уникальный аппарат. В 2009 году основной собственник субмарины Виктор Ковалев продает свою квартиру, чтобы поднять подводную лодку и поставить ее в док на ремонт.

"Тогда мы сняли твердый балласт, облегчили аппарат примерно на 40 тонн – металл мы отдали за услуги дока. После этого лабораторию перетащили в то место, где она находится и сегодня ", — подчеркивает Брага.

Музейный флот

Центр детского творчества в городе Севастополь
Древний ил севастопольских бухт – амфоры, боеприпасы и вещи белогвардейцев
Мысль о спасении "Бентоса" не покидала бывших членов его экипажа все это время. Моряки цеплялись за любой шанс возродить подводный аппарат. "Когда я узнал о президентских грантах, решил поучаствовать. В конце октября 2017 года подготовил документы о восстановлении "Бентоса" и создании на его базе музея гидронавтики в категории "сохранение исторического наследия". В конце года я узнал о победе. Нам выделено 8,7 млн рублей, еще 800 тыс рублей мы должны вложить в проект из личных средств", — сказал Брага.

Сегодня состояние подлодки плачевное. Весь легкий корпус сгнил, остались две рубки и прочный корпус, который был создан из более устойчивой к морской среде стали. Внешне субмарина выглядит как ржавое чудовище. Однако Брага и Древетняк заверяют, что восстановить лодку в качестве музейного экспоната возможно.

Основная рубка субмарины

Дельфины в севастопольском дельфинарии
Под грифом "секретно": вся правда о боевых дельфинах в Севастополе
"В начале марта мы поставим "Бентос" в док в Южной бухте. Максимально облегчим – уберем все ржавые элементы, лишнее оборудование, приведем его в порядок. В проекте будут принимать участие представители конструкторского бюро "Малахит" (Санкт-Петербург), которые проектировали этот аппарат", — говорит Брага.

После этого подводную лабораторию перевезут в Балаклаву, где установят на суше в качестве музейного экспоната. "Ленточку мы должны перерезать 29 ноября этого года", — отмечает старпом.

Однако на реконструкции "Бентоса" команда останавливаться не собирается. В планах создать полноценный музей гидронавтики у выхода из Балаклавской бухты – на участке возле восстановленных вилл XIX века.

"Именно в этом месте зародилась российская гидронавтика. Там возникла экспедиция подводных работ особого назначения, был организован военный водолазный техникум с учебным полигоном. Кроме того, в том месте в горе располагается штольня площадью 1,7 тыс кв м, которую раньше использовали военные. Это идеальное место для размещения современного интерактивного музея", — подчеркивает Брага.

Фотография "Бентос 300" из книги о гидронавтах

Севастопольское авиационное предприятие
Второй шанс севастопольской "вертолетки"
"Бентос" будет не единственным аппаратом, установленным перед входом. В планах поставить там обитаемые подводные аппараты "Север", "Омар", "Тетис", а также два военных автономных рабочих снаряда, один из которых – АС-10 – тоже ржавеет в акватории Севастополя.

Для организации этого музея энтузиасты регистрируют автономную некоммерческую организацию культуры "Музей гидронавтики", учредителями которой выступят Российское географическое общество, всероссийское научно-техническое общество судостроителей имени академика Крылова (Санкт-Петербург), благотворительный фонд Федора Конюхова, клуб "Эпрон", "Донводспецмонтаж" (Ростов), институт кино (Москва), другие структуры и частные лица.

"Создание АНО позволит нам участвовать в других грантах, получать субсидии и создать новый музей в Балаклаве, который станет еще одним центром притяжения туристов", — убежден Брага.

Крым в истории: секреты, факты, фото
Загрузка...
Популярное
21:4413.11.2018Эксперт оценил призыв Украины, Польши и Литвы ввести санкции против портов РФ
16:1813.11.2018Холодный бунт: власти Херсона дали Гройсману три дня на включение отопления
21:5813.11.2018Украине разрешат не возвращать России три миллиарда долларов
12:0914.11.2018Итальянские сыры и мясо: украинцы чемоданами везут в Крым "санкционку"
19:5913.11.2018Взрывные устройства прятал в лесу: кадры спецоперации ФСБ в Крыму
08:4514.11.2018По браконьерам "ударят рублем": в РФ вступают в силу новые штрафы за вылов рыбы
Эфир
Наверх