СЕВАСТОПОЛЬ, 7 фев – РИА Новости Крым, Андрей Киреев. Долгие годы уникальная подводная лаборатория "Бентос 300" ржавела в акватории Инкермана. Все это время бывшие члены экипажа субмарины неоднократно пытались восстановить аппарат хотя бы в качестве музейного экспоната, но ограниченные финансовые возможности ставили крест на всех попытках спасти легенду советской гидронавтики. Неудачи расстраивали, но подводники руки не опускали.
В конце октября прошлого года бывший старпом "Бентоса", а ныне один из собственников ржавого "монстра" Юрий Брага решил испытать судьбу еще раз и принять участие в конкурсе на получение президентского гранта. В этот раз морякам повезло. На восстановление подводного аппарата было выделено почти 9 млн рублей. Энтузиасты решили не ограничиваться реконструкцией только "Бентоса". О далеко идущих планах гидронавтов узнал корреспондент РИА Новости Крым.
Три в одном
В носовой части субмарины располагается наблюдательно-спасательная рубка (НСР) сферической формы, основная функция которой – спасение экипажа.
Константиновская батарея: два века на охране Севастополя >>
"НСР должны были задействовать, если лодка по каким-то причинам не может всплыть с глубины ниже 100 метров. Выше этой отметки следовало использовать водолазное оборудование. В рубку помещался весь экипаж – 12 человек", — рассказал РИА Новости Крым бывший старший механик "Бентоса" Александр Древетняк.
В 1980 году НСР была успешно испытана и доказала эффективность эвакуации при нештатной ситуации. Правда, испытания проходили на глубине 30 метров при участии трех гидронавтов.
"Бентос" в длину превышал 30 метров, в ширину – чуть более 6 метров, высота – 12 метров, вес (в воздухе) – 610 тонн.
Основное предназначение подводной лаборатории – изучение морской флоры и фауны. Аппарат впервые в мире провел многолетние наблюдения за филлофорным полем Зернова (водорослями, которые используются в медицине и косметике). Осмотрел множество крупных мидийных поселений. Конечно, много исследований было посвящено морским обитателям.
Севастополь: Храмовая гора или третья столица? >>
Помимо этого, "Бентос" привлекался к обследованию шельфов, трубопроводов. "Именно он обнаружил газогидраты на дне Черного моря – кристаллические соединения, образующиеся из метана и воды при определенном давлении и низкой температуре", — сказал Брага.
Пользовались услугами гражданских гидронавтов и военные – привлекали подлодку для поиска и подъема ракет, торпед.
Губительное мелководье
До развала Советского Союза было изготовлено всего лишь два "Бентоса", и оба базировались в Севастополе. Переход из социализма в капитализм больно сказался на всех сферах жизни развалившейся страны, и база "Гидронавт" не стала исключением. Структуру банкротили, ее суда за долги забирали порты иностранных государств.
"После появления постановления о том, что имущество, находящееся на территории Украины, переходит в собственность страны, бизнесмены перевезли второй "Бентос" в Новороссийск. Какое-то время экипаж находился там, но из-за финансовых проблем вынужден был уехать в Севастополь. Попытки вернуть аппарат в город-герой не увенчались успехом – на предприятии не нашлось средств, хотя экипаж готов был работать бесплатно. Подводную лодку закрепили у пирса, но во время сильного шторма она затонула. Позже российские военные для очистки территории под нужды флота распилили "Бентос" на части, которые вытаскивали из воды и утилизировали", — говорит Брага.
Мифы и "страшилки" Черного моря >>
Оставшуюся в Севастополе субмарину продают на металл. "В 2000 году на лодку проникли какие-то люди, открутили бронзовые клапаны, чтобы сдать. В результате "Бентос" тонет", — вспоминает старпом.
После этого бывшие члены экипажа подводной лаборатории создают клуб "Бентос" и предпринимают попытки спасти уникальный аппарат. В 2009 году основной собственник субмарины Виктор Ковалев продает свою квартиру, чтобы поднять подводную лодку и поставить ее в док на ремонт.
"Тогда мы сняли твердый балласт, облегчили аппарат примерно на 40 тонн – металл мы отдали за услуги дока. После этого лабораторию перетащили в то место, где она находится и сегодня ", — подчеркивает Брага.
Музейный флот
Сегодня состояние подлодки плачевное. Весь легкий корпус сгнил, остались две рубки и прочный корпус, который был создан из более устойчивой к морской среде стали. Внешне субмарина выглядит как ржавое чудовище. Однако Брага и Древетняк заверяют, что восстановить лодку в качестве музейного экспоната возможно.
После этого подводную лабораторию перевезут в Балаклаву, где установят на суше в качестве музейного экспоната. "Ленточку мы должны перерезать 29 ноября этого года", — отмечает старпом.
Однако на реконструкции "Бентоса" команда останавливаться не собирается. В планах создать полноценный музей гидронавтики у выхода из Балаклавской бухты – на участке возле восстановленных вилл XIX века.
"Именно в этом месте зародилась российская гидронавтика. Там возникла экспедиция подводных работ особого назначения, был организован военный водолазный техникум с учебным полигоном. Кроме того, в том месте в горе располагается штольня площадью 1,7 тыс кв м, которую раньше использовали военные. Это идеальное место для размещения современного интерактивного музея", — подчеркивает Брага.
Для организации этого музея энтузиасты регистрируют автономную некоммерческую организацию культуры "Музей гидронавтики", учредителями которой выступят Российское географическое общество, всероссийское научно-техническое общество судостроителей имени академика Крылова (Санкт-Петербург), благотворительный фонд Федора Конюхова, клуб "Эпрон", "Донводспецмонтаж" (Ростов), институт кино (Москва), другие структуры и частные лица.
"Создание АНО позволит нам участвовать в других грантах, получать субсидии и создать новый музей в Балаклаве, который станет еще одним центром притяжения туристов", — убежден Брага.