Три поколения и сотни спектаклей: театр-дом династии Пермяковых
Три поколения династии Пермяковых выстраивали Крымский ТЮЗ в Евпатории
Это настоящий Дом. Именно так, с большой буквы. Его построили Пермяковы. Основали папа с мамой, продолжили два брата и их жены. И вот уже третье поколение этой династии считает здание Театра юного зрителя в Евпатории своим Домом, в котором большую часть времени проводит их семья.
Самый маленький из династии крымских театралов – Петя. Ему четыре года. Петя очень любит рисовать и хочет стать художником, говорит его папа Андрей. Петя - актер с младенчества: его вынесли на сцену, когда ему было всего четыре месяца, в его творческой биографии уже три спектакля. Петина сестра Маша оказалась на подмостках в годик. Сейчас она учится в школе и хочет стать театральным менеджером или критиком. На сцену в столь юном возрасте Маша и Петя попали не случайно: им повезло родиться в семье знаменитых Пермяковых, чью фамилию знают не только в Крыму, но и во всей России.
Династия Пермяковых
© РИА Новости Крым . Дмитрий Макеев
Очень понравилось море
Создатели детского театра "Золотой ключик" и Крымского Государственного театра юного зрителя Пермяковы-старшие Евпаторию не выбирали. Первый раз попали сюда случайно, на отдых.
"Мы закончили институт, я была беременна. В Евпатории жили мои братья и мы с мужем приехали к ним отдохнуть. Олегу море очень понравилось. И уже спустя какое-то время, у меня было уже двое сыновей, мы сюда приехали жить", - рассказывает о муже - основателе театра "Золотой ключик" и международного фестиваля "Земля. Театр. Дети" создатель детского театра "Золотой ключик" и Крымского Государственного театра юного зрителя Нина Пермякова - заслуженный работник культуры РК и Украины, лауреат Государственной премии Крыма, лауреат Высшей театральной премии Крыма "Золотой грифон".
Петя Пермяков на сцене театра в спектакле Крымского ТЮЗ "Маленькие трагедии"
© Фото из соцсетей Андрея Пермякова
Нина Петровна признается, что Евпатория в молодые годы ее особо не привлекала. Разве можно променять большой Орел, в котором они тогда с мужем жили и работали, на провинциальный городишко.
"В Евпатории мы развели бурную деятельность, нас стали сильно бить по рукам, потому что город курортный, в нем нашу молодую и высокопрофессиональную энергию не воспринимали. Здесь был заброшенный, с хорошими традициями, но уже упавший на дно Народный театр. Он был при доме культуры. А хотелось особенного. Мы заболели идеей школьного театра", - рассказывает она.
И родился "Золотой ключик" – межшкольный театр, который делали дети для детей. Но только в нем все было по-взрослому: различные театральные мастерские и репертуар, постановщики и костюмеры, осветители и декораторы.
"Работа с детьми – это моя внутренняя потребность. Даже, когда я училась в театральном институте, у меня все равно все было для детей. Видимо, идея такого театра пошла от меня. А Олег Анатольевич очень меня любил и понимал, и за мной подтягивался", - вспоминает Нина Петровна.
"Родители создавали свой театр, где играют дети, потому, что им хотелось чистого театра без интриг, без стекол в пуантах, без богемы, без запойных артистов. И они создали театр мечты, театр с лицом счастливого ребенка. Я уверен, что современным людям нужен новый театр – театр счастья", - убежден продолжатель династии Пермяковых, худрук Крымского ТЮЗа, театра, который "вырос" из "Золотого ключика" к 2019 году, Андрей Пермяков.
Несломленная труппа
"Мы очень много работали, я была единственным режиссером, у Олега Анатольевича был учительский театр. Наших сыновей воспитывал театр. Они к нам на работу после школы приходили и были здесь до поздней ночи. Занимались в актерских группах, находились в цехах, рисовали. То есть просто жили среди удивительных, интересных, талантливых людей. Это, наверное, их самое главное воспитание", - рассказывает о своих педагогических методах Нина Пермякова.
Олег Анатольевич Пермяков
© Фото из соцсетей Андрея Пермякова
"Мы как дети дворян были - занимались классической хореографией, музыкой, живописью. У нас было сценическое движение, сценический бой, актерское мастерство, речь... Это было во много-много раз интереснее школы, системы, потому что здесь был удивительный мир, где мы могли совершенно свободно развиваться. Системность так или иначе губит индивидуальность", - вторит ей ее сын, нынешний худрук театра Андрей Пермяков.
Саму Нину Петровну воспитывала совсем не такая атмосфера, хотя ей с раннего детства прочили быть артисткой.
"Я еще маленькая была, в кино ходила, не покупая билета. У нас напротив дома был клуб. Я перед сеансом приду, стихи прочту, песню спою – меня бесплатно в зал пустят. Но мне, честно говоря, очень нравилась работа учителя. Я думала, что буду учителем истории либо литературы, русского языка. Потом уже где-то в 9-10 классе вдруг я себя представила адвокатом, мои братья работали в этой системе", - рассказывает Пермякова-старшая.
Однажды, уже в выпускном классе директор Дома культуры спросил у Нины, кем та хочет стать. И когда услышал ответ "юрист", то на четыре часа закрыл выпускницу в своем кабинете, чтоб та хорошо все обдумала. И она обдумала – выбрала не просто профессию, а призвание.
Нина Петровна и Олег Анатольевич Пермяковы выстраивали в Крыму русский детский театр. А его не один раз хотели закрыть – потому что нет спектаклей на украинском языке, а есть о Великой Отечественной и есть по произведениям русских классиков.
Олег Анатольевич Пермяков и Нина Петрова Пермякова
© Фото Крымского ТЮЗ
"В 2001 году из жизни ушел Олег Анатольевич. Мне было очень трудно, но коллектив был очень сплоченный, не оставляли меня ни на одну секунду. Нас невозможно было сломить. И еще за нами стояли родители детей нашего города, наши зрители. На фестиваль всегда приезжали режиссеры, педагоги, которые неоднократно писали петиции, и их рассматривала Верховная рада - оставить театр в покое", - вспоминает о самом сложном времени для театра Нина Пермякова.
Любовь с первого взгляда
У сыновей Нины Петровны и Олега Анатольевича Сергея и Андрея, в прямом смысле слова выросших в театре, альтернативы выбора деятельности не было. Ведь и тот, и другой не только учились в родном театре, но и играли на его сцене с детства, а Сергей еще и оформлял спектакли. Кстати, оформляет до сих пор.
Андрей в 2002 году окончил Киевский национальный университет культуры искусств по специальности менеджер в сфере шоу бизнеса и продюсер. Работал в Киеве со звездами первой величины. Но в одночасье вернулся из столицы в родную маленькую Евпаторию – подставить плечо маме после смерти отца. Был и актером, и педагогом, и режиссером:
"Профессия режиссера - это совокупность как минимум десяти, а то и двадцати разных профессий, умений и навыков. Это и умение поставить спектакль, и повести за собой, и сумасшедшие лидерские качества, режиссер - и психолог, и психотерапевт, и художник, и музыкальный оформитель".
Театр подарил Андрею не только чувство большой театральной семьи, но и семью настоящую. Началось все с казуса - с бус.
"Мои родители медики, а бабушки и дедушки – педагоги. Мы же с братом - режиссеры. Я училась в Орле и приехала в Евпаторию на фестиваль "Земля. Театр. Дети". От делегации отстала, на набережной загляделась на какие-то бусы на лотках у продавцов. Всех уже повели на экскурсию. И вот из театра выходит Андрей Олегович и кидается на меня, потому что у меня на бейджиках было написано "Орел"", - говорит об истории знакомства со своим будущим мужем режиссер-постановщик, артистка, педагог и жена Андрея Анастасия Пермякова.
"Я лично приглашал Орловский институт, в котором мама училась, и мне было важно, чтоб они приехали. У меня тогда гештальт закрылся. И я Настю увидел – и это была любовь с первого взгляда", - улыбается Андрей.
Спустя время, в театральной семье стало на два человека больше: появились Маша и Петя.
Праздник около театра "Золотой ключик". Евпатория, начало 90-х годов ХХ века
© Фото Крымского ТЮЗа
Евпаторийские корни театра-коммуны
"С профессией своей пусть определяются сами. Я не давлю. Самое главное – чтобы они росли счастливыми людьми, чтобы были благодарны нам за взаимоотношения и любовь. Но самое главное – что Марусе уже хочется остаться с нами в этом театре", - говорит о детях Андрей Пермяков.
Так получается, что все Пермяковы остаются в своем театре, притягиваются сюда, как гвозди к магниту. Нина Петровна говорит, что в тяжелые для театра годы ей предлагали уехать в тот город, с которого они с Олегом Анатольевичем начинали творческую карьеру - в Белгород:
"Губернатор Евгений Савченко делал мне такое предложение. Он очень хотел, чтобы в его городе был детский театральный центр. Был готов с нуля его построить. Я сначала вроде согласилась, а потом представила обездоленный без меня "Золотой ключик" и мне стало так плохо. Нет, это мой ребенок".
"Важно понимать, что основа нашего театра – династия, это театр-дом. Мы с коллегами из 40 театров России сейчас учились у Сергея Безрукова, и все режиссеры единогласно говорят, что понятие театр-дом умерло. А я им сказал: нет, ребятушки, приезжайте к нам и посмотрите, что это такое", - убежден Андрей.
Он с увлечением рассказывает, что само понятие "театр-дом" исторически пошло из Евпатории: сподвижник Станиславского и Немировича-Данченко Леопольд Сулержицкий основал, "на Чайке", в нынешнем поселке Заозерное земледельческую колонию.
"Это был своеобразный вид развлечений и разрядки для 1-ой студии Московского художественного театра. В Евпаторию они приезжали играть спектакли в театр Пушкина, а непосредственно в земледельческой колонии занимались хозяйством, все вместе жили, тусили, общались. И сейчас – так сложился пазл! – мой кабинет в театре накрыт черепицей с того самого здания колонии в Заозерном", - удивляется совпадениям Андрей Пермяков.
Сейчас большая семья Пермяковых - это не только бабушка и сыновья, жены сыновей и дети, но и вся большая актерская семья.
Андрей Пермяков и Анастасия Пермякова в спектакле Крымского ТЮЗ "Робин Гуд
© Фото из соцсетей Андрея Пермякова
"Мы с ребятами здесь же, между репетициями, за одним столом обедаем. И в горе, и в радости вместе, вместе отмечаем все праздники, обсуждаем абсолютно все, все знаем друг про друга. База этого театра - семья, убери семью – все пропадет", - убежден худрук Крымского ТЮЗа.
18:46 04.11.2024 (обновлено: 19:45 04.11.2024)