"Они наши родные": в Крыму люди 80 лет ухаживают за братской могилой
В Саках семьи железнодорожников ухаживают за расположенной в их огороде братской могилой
- Вот тут у нас пионы, это у нас называют горный эдельвейс, тут мы посадили дубочки, а тут я чернобривцы с майорами посеяла, - показывает нам жительница города Саки Елена Раздобудько. Вместе с соседкой Татьяной они ухаживают за солдатской могилкой, которая находится у них в огороде. Так уж исторически сложилось.
Четверо бойцов погибли здесь, возле маленького железнодорожного переезда, 13 апреля 1944 года. Боевые товарищи похоронили их в общей могиле. А когда в городе построили вокзал, землю на бывшем переезде отдали железнодорожникам, семьи которых ухаживают за памятником уже 80 лет. Так он оказался на частной территории.
Землю с памятником в советские годы отдали железнодорожникам
© РИА Новости Крым
Со всех концов страны
Герои, которые лежат в этой могиле, были призваны из четырех разных республик Советского Союза. Старший сержант Григорий Савельевич Подобед - из города Чусовой на Урале, младший сержант Дикран Кукович Чхабелия - из маленького горного села Ачандари в Абхазии. Красноармеец Рувим Павлович Ярославцев - из столицы Азербайджана Баку, красноармеец Леонид Сербул – из села Ново-Полтавка Запорожской области, Украина. Об этом свидетельствует документ, рассекреченный и опубликованный на сайте "Память народа" - донесение о безвозвратных потерях 14-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка.
Погибший младший сержант Дикран Чхабелия был старшим телефонистом, и было ему всего двадцать лет. Совсем еще мальчик, сказали бы некоторые. Но этот мальчик успел заслужить две медали – "За отвагу" и "За оборону Кавказа".
- Все четверо приняли свой последний бой, освобождая город Саки. Эти ребята погибли здесь, их здесь же и похоронили для того, чтобы проезжали поезда - салютовали, взлетали самолеты с нашего аэродрома – отдавали честь, проезжали машины – сигналили, - рассказывает нам директор Музея краеведения и истории грязелечения города Саки Надежда Латышева.
Накануне Дня Победы на памятнике установили табличку с фамилией Леонида Сербула из Украины.
© РИА Новости Крым . Фото Надежды Латышевой
Фотографию Дикрана Чхабелия к старому памятнику прикрепили родственники
© РИА Новости Крым
1. 2.
Накануне Дня Победы на памятнике установили табличку с фамилией Леонида Сербула из Украины.
© РИА Новости Крым . Фото Надежды Латышевой
Фотографию Дикрана Чхабелия к старому памятнику прикрепили родственники
© РИА Новости Крым
"Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!"
У памятника – пузатый кувшин из домашнего сервиза. Пока директор музея поправляет в нем принесенные красные гвоздики, Елена Раздобудько осматривает памятник со всех сторон: нет ли где пылинки или сорняка, который бросится в глаза этим чужим людям? Но нет, все в идеальном порядке: чисто выметены дорожки вокруг обелиска, цветет белым ковром трава ясколка и какие-то неизвестные голубые цветы.
- Здесь жили раньше пожилые люди, Раздобудьки, Луковниковы, Карповы, они и ухаживали. А сейчас уже мы, как бы по наследству, я и вот Таня, ее бабушка была Луковникова.
Братская могила воинов, погибших при освобождении города Саки
© РИА Новости Крым
Сама Елена присматривает за памятником шесть лет, а до нее этим занималась семья мужа – потомственные железнодорожники. Ее свекр Алексей Александрович Раздобудько в годы войны служил на узловой станции Шевченко в городе Смела Черкасской области, принимал и отправлял военные эшелоны. А потом его перевели в Крым, и эта братская могила досталась им как бы "в наследство".
- Мы так воспитаны были при Советском Союзе, нас так учили, что надо уважать память. Я не могу оставить этот памятник в забвении, чтобы лежали ребята, и никто о них не помнил. Те, кто нам завоевал Победу, они всегда должны быть в почете. Не артисты, не спортсмены какие-нибудь, а освободители своей страны, рабочие и труженики.
Елена Раздобудько родом из Донецка, из Кировского района, который сейчас обстреливается чаще всего. За новостями из родного города она до сих пор следит с замиранием сердца.
Елена Раздобудько и Надежда Латышева (справа) подводят к памятнику всех желающих
© РИА Новости Крым
- Здесь я живу, а там моя Родина, там мое сердце, там моя боль, там мое все, - она отворачивается и замолкает, чтобы скрыть дрожь в голосе. - Когда я жила в Донецке, у нас очень трепетно относились ко всем памятникам, ко всем захоронениям.
Их имена в семейной поминальной книжке
Имена рабов Божиих Григория, Дикрана, Рувима и Леонида записаны в поминальной книжке Татьяны Радыгиной. Такие книжечки православные христиане подают батюшке в церкви, чтобы помянул родственников во здравие или за упокой.
- Мы всегда их поминаем, какой бы праздник ни был. Для меня разницы нет, они у Бога там все вместе, хотя, может быть, они и другого вероисповедания были. Я вот к нашему настоятелю храма подошла, объяснила ситуацию, и он мне сказал, что так можно. Они для нас родные. Мы с этим родились, я возле этого памятника ходить когда-то училась, сын у меня здесь вырос.
Елена Раздобудько
© РИА Новости Крым
У прабабушки по маминой линии, рассказывает Татьяна, сын Тимофей Высоцкий до сих пор числится без вести пропавшим. В семье знают, как он погиб, но не знают, где он похоронен и похоронен ли вообще. Поэтому к братской могиле в их семье всегда было особое отношение.
- Прабабушке пришло извещение, что он без вести пропал. Фашисты разбомбили их эшелон прямо посреди поля, когда их перевозили под Москву. Несколько человек всего уцелели, и один из них приехал домой без ног. И вот он прабабушке незадолго до смерти своей рассказал об этом, потому что у него была подписка о неразглашении. И поэтому мы знаем, как он погиб, а где, что, как – неизвестно.
Поминали всем селом
Долгие годы на памятнике было три фамилии, хотя местные жители знали, что погибших было четверо. Фамилию четвертого героя – украинца Леонида Сербула – установили сотрудники Музея краеведения и истории грязелечения города Саки. В этом году табличку с его именем добавили к списку на памятнике.
В советские годы в день Победы у могилы собирались родственники солдат. Из Абхазии почти в полном составе приезжали жители села Ачандари – родственники Дикрана Чхабелия.
После установки нового памятника старые таблички установили с обратной стороны
© РИА Новости Крым
- Приезжали, можно сказать, всем селом, двумя большими "Икарусами". Они всегда держали связь с нашим руководством города, - вспоминает Надежда. - Вот здесь вот выносили и накрывали столы вместе с местными жителями и всегда поминали.
"Мы уже приросли душой к этим ребятам"
Раньше, рассказывают соседки, на могилке была скромная деревянная пирамидка с красной звездой. Потом железная дорога установила памятник, и до сих пор железнодорожники стараются ухаживать за ним. Вот плиточку выложили, оградку перед началом СВО поменяли, показывает Елена. Местные власти выделяют краску, инвентарь. Но работать на памятнике удобнее самим – все-таки это частный двор, личное пространство. Да и привыкли уже.
Время от времени звучат предложения, что могилу надо перенести в общественное место, но соседки Елена и Татьяна против.
- Если их не будет, мы уже что-то потеряем, это наше родное, куда от них? 80 лет уже, как они здесь захоронены, нельзя их тревожить, - убеждает нас Елена.
- Нет, мы бы не хотели, - вторит ей Татьяна. - Мы уже приросли душой к этим ребятам.
К памятнику часто приходят школьники с учителями, памятные мероприятия организовывает музей и местные власти.
"Вот вчера дети были, одна девочка так красиво стихи читала, до слез", - вспоминает Елена.
Даже сейчас, когда идет СВО, приходят военнослужащие с расположенного рядом военного аэродрома. Для всех желающих путь к памятнику всегда открыт.
Читайте также на РИА Новости Крым:
19:30 07.05.2024 (обновлено: 20:10 07.05.2024)