Крымский мост и Керченский пролив: как и с каким вооружением их охраняют
Крымский мост и Керченский пролив: как и с каким вооружением их охраняют - РИА Новости Крым, 05.02.2022
Крымский мост и Керченский пролив: как и с каким вооружением их охраняют
Снежные тучи прорезает солнечный луч, падая точно на Крымский мост. Командир пограничного корабля четвертого ранга "Сарыч" чуть меняет курс, чтобы дать... РИА Новости Крым, 05.02.2022
КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ, РИА Новости Крым, Владислав Сергиенко. Снежные тучи прорезает солнечный луч, падая точно на Крымский мост. Командир пограничного корабля четвертого ранга "Сарыч" чуть меняет курс, чтобы дать "проскочить" "Грачонку" морского отряда Росгвардии. Все они обеспечивают безопасность в Керченском проливе. А значит – не только в проливе. Есть еще Крымский мост и энергомост.Проверяются суда, идущие под Крымским мостомЗимой Азовское море напоминает кисель серого цвета. Погранкатер проекта "Мангуст" носом разрезает эту серую массу, набирая обороты. Он везет нас к кораблю четвертого ранга "Сарыч", простроенного по проекту "Гюйс". До него полчаса ходу.…Летом море ощущается совсем иначе. Когда тепло и даже небольшой шторм, на каждой волне – как на качелях. Зимой совсем иначе: ощущение, что едешь по плохой грунтовой дороге.Из тумана появляется "Сарыч". Корабль достаточно универсален: с его помощью можно и пожары тушить, и буксировать суда, и оказывать помощь на море, и дать залп из крупнокалиберного пулемета в случае внештатных ситуаций.Быстро пересаживаемся на "Сарыч", а "Мангуст", поднимая тучи брызг, прямо в воздухе смешивающихся со снегом, уходит в туман. У экипажа катера задачи на сегодня: патрулирование. А экипаж "Сарыча" занимается именно тем, что нас интересует: проверяет сухогрузы и другие суда, которые собираются пройти по Керченскому проливу под Крымским мостом.От 50 до 100 судов проходит в день через пролив в зависимости от времени года. В основном они идут в российские порты, меньшая часть – в украинские. Как раз сейчас пограничники готовятся проверять сирийский сухогруз Sea Breeze, направляющейся из Бердянска.Уже при беглом взгляде кажется, что это современный аналог "Летучего голландца": вдоль борта идут протоптанные в снегу тропинки, рядом с ними, прямо на палубе, грязные, явно несвежие сугробы. Схватившись, казалось бы, за ржавые леера, перепрыгиваем на борт и тут же понимаем: это не ржавчина, а частично примерзший песок.Экипаж – сирийцы. Большинство одеты в старые грязные вещи. Чистые спортивные костюмы, видимо, только у старших.Как осматривали сирийское судноВидно, что для них это не первая проверка - экипаж оперативно приносит документы, пока мы общается с капитаном корабля, уроженцем города Тартус Бадалом Хэнди, который только девять месяцев назад возглавил экипаж. Сейчас они везут пшеницу из Бердянска в Турцию. К проверкам он относится вполне спокойно.Тем временем российские пограничники тщательно проверяют все уголки судна.В узких коридорах Sea Breeze мигают лампы дневного света, по полу, как щупальца неведомой морской твари, разбросаны кабели. Иван делится:- У нас есть корабли проектов "Светляк" (50-метровые вооруженные сторожевые корабли" – ред.) и "Гюйс", катера проектов "Соболь" и "Мангуст", которые разгоняются до 50 узлов (около 100 км/ч, - ред). Единственное, что может оказать какое-то негативное влияние на нашу работу – погода. Но в сильные шторма и суда по проливу не ходят, и браконьеры не высовываются."Охота" за браконьерами" – еще одна задача погранцов. В прошлом году были возбуждены два уголовных дела, в рамках которых изъяли около 800 кг осетровых.…Проверка Sea Breeze окончена, ничего незаконного не выявлено. Правда, расстроило содержимое склада: продуктов у экипажа немного, во время перехода в Турцию им может быть туго.Сухогруз берет курс на пролив. Перед входом в него суда выстраиваются в караваны. Это необходимо, чтобы ускорить процесс прохождения. На первое судно прибывает лоцман и проводит по проливу, остальные идут за ним "след в след". Все суда в караване проверены, без проверки в пролив не попадешь.За секунды разведотряд на берегуНа горизонте появляется противодиверсионный катер "Грачонок" морского отряда Росгвардии. Вообще странно называть "катером" 30-метровое судно, на котором установлены пулеметы и гранатометы, а среди вооружения экипажа есть даже ПЗРК "Игла". Рядом, ощетинившись сразу четырьмя пулеметами, за которыми стоят "тяжелые" (тяжеловооруженные десантники), мчится скоростной десантный катер БК-16. Несмотря на столь "серое" название, у катера есть одна особенность, которая делает его незаменимым во время береговых операций с высадкой: он частично "выезжает" на побережье, после открывает аппарель, через которую десант способен буквально за несколько десятков секунд оказаться на берегу. То есть десантникам не нужны водонепроницаемые спецкостюмы, чтобы добраться до берега."Бэкашка" подходит к нашему "Гюйсу", и вот – мы уже на его борту. Внутри по-спартански: сиденья для десанта, хранилище для вооружения. Катер не рассчитан на длительные переходы, его задача – участие в операциях, где счет идет на минуты. Внутри расположились десантники, они в полном боевом обмундировании с оружием, включая ПКМ и снайперские винтовки С-98.Небольшой переход – и катер с размаху вылетает на берег, за секунды аппарель открывается и вот разведотряд уже на берегу.Это предпоследняя часть нашей поездки. Далее – встреча с заместителем командира отряда Михаилом Щербаком. Это уже в городе, в Керчи.От защиты моста до разминирования проливаМихаил Щербак рассказывает о том, какие задачи выполняет морской отряд. Соединение было создано в марте 2019 года и, как показала практика, это было своевременное решение.- У нас есть катера проекта "Грачонок", который вы видели, Бк-16, высокоскоростные "Афалины" и "Сарганы". Учитывая задачи, у нас есть и подводное оборудование, и многое другое. Вы же понимаете, что все называть нельзя? - улыбнувшись, разводит руками Щербак.Понимаем. Ситуация в регионе сейчас непростая. И очень хочется верить, что поводов применить эти навыки в боевой обстановке у спецназа моротряда Росгвардии не появится.
КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ, РИА Новости Крым, Владислав Сергиенко. Снежные тучи прорезает солнечный луч, падая точно на Крымский мост. Командир пограничного корабля четвертого ранга "Сарыч" чуть меняет курс, чтобы дать "проскочить" "Грачонку" морского отряда Росгвардии. Все они обеспечивают безопасность в Керченском проливе. А значит – не только в проливе. Есть еще Крымский мост и энергомост.
Зимой Азовское море напоминает кисель серого цвета. Погранкатер проекта "Мангуст" носом разрезает эту серую массу, набирая обороты. Он везет нас к кораблю четвертого ранга "Сарыч", простроенного по проекту "Гюйс". До него полчаса ходу.
…Летом море ощущается совсем иначе. Когда тепло и даже небольшой шторм, на каждой волне – как на качелях. Зимой совсем иначе: ощущение, что едешь по плохой грунтовой дороге.
- Азовское море быстро замерзает зимой, достаточно пару дней с минусовыми температурами и все, - рассказывает один из членов экипажа катера. – Это создает одинаковые проблемы и нам, и нарушителям, тем же браконьерам. А вот Черное море замерзает гораздо реже: у него и соленость выше, и глубина.
Из тумана появляется "Сарыч". Корабль достаточно универсален: с его помощью можно и пожары тушить, и буксировать суда, и оказывать помощь на море, и дать залп из крупнокалиберного пулемета в случае внештатных ситуаций.
Быстро пересаживаемся на "Сарыч", а "Мангуст", поднимая тучи брызг, прямо в воздухе смешивающихся со снегом, уходит в туман. У экипажа катера задачи на сегодня: патрулирование. А экипаж "Сарыча" занимается именно тем, что нас интересует: проверяет сухогрузы и другие суда, которые собираются пройти по Керченскому проливу под Крымским мостом.
От 50 до 100 судов проходит в день через пролив в зависимости от времени года. В основном они идут в российские порты, меньшая часть – в украинские. Как раз сейчас пограничники готовятся проверять сирийский сухогруз Sea Breeze, направляющейся из Бердянска.
Уже при беглом взгляде кажется, что это современный аналог "Летучего голландца": вдоль борта идут протоптанные в снегу тропинки, рядом с ними, прямо на палубе, грязные, явно несвежие сугробы. Схватившись, казалось бы, за ржавые леера, перепрыгиваем на борт и тут же понимаем: это не ржавчина, а частично примерзший песок.
Экипаж – сирийцы. Большинство одеты в старые грязные вещи. Чистые спортивные костюмы, видимо, только у старших.
Как осматривали сирийское судно
Видно, что для них это не первая проверка - экипаж оперативно приносит документы, пока мы общается с капитаном корабля, уроженцем города Тартус Бадалом Хэнди, который только девять месяцев назад возглавил экипаж. Сейчас они везут пшеницу из Бердянска в Турцию. К проверкам он относится вполне спокойно.
- Мы понимаем, что таким образом обеспечивается безопасность, в том числе наша, - говорит Бадал. – Российская проверка лучше украинской. Российские пограничники ведут себя спокойно и культурно. С украинскими немного иначе: они могут несколько раз проверять одно и то же помещение, которое до этого уже проверяли несколько раз. Это очень затягивает проверку.
Тем временем российские пограничники тщательно проверяют все уголки судна.
- Основная наша задача – защита и охрана государственной границы, защита экономических и иных законных интересов Российской Федерации, - говорит Иван, сотрудник Погрануправления. – Собственно, для этого мы и проводим такие проверки: пресекаем незаконный оборот наркотиков, контрабанду, незаконную миграцию. Особое внимание уделяем судам, которые раньше были замечены в таких вещах.
В узких коридорах Sea Breeze мигают лампы дневного света, по полу, как щупальца неведомой морской твари, разбросаны кабели. Иван делится:
- У нас есть корабли проектов "Светляк" (50-метровые вооруженные сторожевые корабли" – ред.) и "Гюйс", катера проектов "Соболь" и "Мангуст", которые разгоняются до 50 узлов (около 100 км/ч, - ред). Единственное, что может оказать какое-то негативное влияние на нашу работу – погода. Но в сильные шторма и суда по проливу не ходят, и браконьеры не высовываются.
"Охота" за браконьерами" – еще одна задача погранцов. В прошлом году были возбуждены два уголовных дела, в рамках которых изъяли около 800 кг осетровых.
…Проверка Sea Breeze окончена, ничего незаконного не выявлено. Правда, расстроило содержимое склада: продуктов у экипажа немного, во время перехода в Турцию им может быть туго.
Сухогруз берет курс на пролив. Перед входом в него суда выстраиваются в караваны. Это необходимо, чтобы ускорить процесс прохождения. На первое судно прибывает лоцман и проводит по проливу, остальные идут за ним "след в след". Все суда в караване проверены, без проверки в пролив не попадешь.
На горизонте появляется противодиверсионный катер "Грачонок" морского отряда Росгвардии. Вообще странно называть "катером" 30-метровое судно, на котором установлены пулеметы и гранатометы, а среди вооружения экипажа есть даже ПЗРК "Игла". Рядом, ощетинившись сразу четырьмя пулеметами, за которыми стоят "тяжелые" (тяжеловооруженные десантники), мчится скоростной десантный катер БК-16.
Несмотря на столь "серое" название, у катера есть одна особенность, которая делает его незаменимым во время береговых операций с высадкой: он частично "выезжает" на побережье, после открывает аппарель, через которую десант способен буквально за несколько десятков секунд оказаться на берегу. То есть десантникам не нужны водонепроницаемые спецкостюмы, чтобы добраться до берега.
"Бэкашка" подходит к нашему "Гюйсу", и вот – мы уже на его борту. Внутри по-спартански: сиденья для десанта, хранилище для вооружения. Катер не рассчитан на длительные переходы, его задача – участие в операциях, где счет идет на минуты. Внутри расположились десантники, они в полном боевом обмундировании с оружием, включая ПКМ и снайперские винтовки С-98.
Небольшой переход – и катер с размаху вылетает на берег, за секунды аппарель открывается и вот разведотряд уже на берегу.
Это предпоследняя часть нашей поездки. Далее – встреча с заместителем командира отряда Михаилом Щербаком. Это уже в городе, в Керчи.
От защиты моста до разминирования пролива
Михаил Щербак рассказывает о том, какие задачи выполняет морской отряд. Соединение было создано в марте 2019 года и, как показала практика, это было своевременное решение.
- Только за 2021 год мы задержали десятки нарушителей режима транспортных объектов, - говорит замкомандира отряда. – Наша основная задача – обеспечение безопасности транспортной инфраструктуры в Керченском проливе, Крымского моста, энергетических объектов. Но, учитывая различные ситуации, мы участвовали в подъеме, транспортировке и уничтожении взрывоопасных предметов, которые обнаружили в Керченском проливе. Это были снаряды времен Великой Отечественной войны. Во время двух наводнений помогали эвакуировать жителей города из затопленных районов, расчищали завалы и многое другое. Хотя основа отряда все же корабельно-катерный состав.
- У нас есть катера проекта "Грачонок", который вы видели, Бк-16, высокоскоростные "Афалины" и "Сарганы". Учитывая задачи, у нас есть и подводное оборудование, и многое другое. Вы же понимаете, что все называть нельзя? - улыбнувшись, разводит руками Щербак.
Понимаем. Ситуация в регионе сейчас непростая. И очень хочется верить, что поводов применить эти навыки в боевой обстановке у спецназа моротряда Росгвардии не появится.