СИМФЕРОПОЛЬ, 30 сен – РИА Новости Крым, Алексей Гончаров. Пять лет назад, 30 сентября 2015 года, РФ начала военную операцию против террористов в Сирии. Решение Москвы вызвало неоднозначную реакцию как в мировом сообществе, так внутри самой России. Как изменилась ситуация в этой стране и на Ближнем Востоке в целом, что потеряла и приобрела Россия в политическом, экономическом и военном отношении вследствие сирийской кампании – в материале РИА Новости Крым.
Укрепление позиций и демонстрация надежности
К моменту начала операции сирийский режим во главе с Башаром Асадом находился на грани военного разгрома и политического краха. Большая часть территории контролировалась боевиками "Исламского государства"* и так называемой "умеренной оппозиции". Главные противники Асада – США, Турция, Саудовская Аравия и Катар – были уверены в победе. Но вмешательство относительно небольшой российской группировки (около 7 тысяч военнослужащих и порядка 60 летательных аппаратов) существенно изменило расклад сил. Режим Асада выстоял, территориальные завоевания ИГ*, "Джебхат ан-Нусры"* и других террористических организаций в Сирии почти ликвидированы. Что это дало самой России?
Старший преподаватель Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Чупрыгин отмечает: еще с советских времен Москва была верным военным и экономическим союзником Дамаска, а Сирия – самым надежным оплотом СССР на Ближнем Востоке. Это относится и к нынешней России.
Кроме того, по словам эксперта, на фоне сирийской операции Россия сформировала последовательную и осязаемую траекторию своей внешней политики на Ближнем Востоке и за его пределами. Об этом свидетельствует в том числе "астанинский формат", который уже сыграл свою положительную роль в сирийском кризисе и укрепил российские позиции.
"В политике РФ на Ближнем Востоке сегодня практически отсутствует идеологическая составляющая, что играет положительную роль. В результате Россия оказалась в состоянии занять место некоего посредника, к которому конфликтующие на Ближнем Востоке стороны захотят обратиться, чтобы добиться каких-то результатов в переговорах", – пояснил востоковед.
Еще одно важное последствие российского участия в Сирии – перспектива к возврату политического баланса, в том числе на Ближнем Востоке и в Средиземноморье, между Россией и США.
"В период Холодной войны СССР и США играли роль внешних гарантов безопасности. Каждый из них вкладывал свою долю в то, чтобы удерживать Ближний Восток от глобального военного противостояния. Потом это ушло, а сейчас возвращается. Это тоже очень важно в плане обеспечения и укрепления позиции России в Средиземноморье. Регион является платформой, с которой можно на равных разговаривать с Европой", – полагает Чупрыгин.
"Софийский консенсус" Эрдогана >>
Боевой опыт и обкатка нового оружия
Основное, что дала России сирийская операция в военном плане, – опыт ведения боевых действий на удаленном театре. В особенности это относится к Воздушно-космическим силам, которые стали главной ударной силой российской группировки войск.
Еще один важнейший аспект сирийской операции – испытания техники и вооружения, в том числе новейших образцов, в боевых условиях, отмечает профессор Академии военных наук Вадим Козюлин.
"Сейчас в России создается много разнообразной техники. В частности, в Сирии превосходно себя показали беспилотники, способные выполнять разведывательные и ударные задачи. Также в боевых условиях проверили новейшую систему прицеливания при бомбометании, которой будут оснащены боевые самолеты. Многие помнят и удары крылатыми ракетами "Калибр", которые показали высокую эффективность на больших расстояниях", – сказал РИА Новости Крым эксперт.
Кроме того, по словам специалиста, операция помогла не в теории, а на практике отработать управление войсками.
"Мы видели в действии Национальный центр управления обороной РФ, в котором отрабатывалась методика и схема управления войсками на расстоянии. Эффективно работала большая система по сбору и анализу информации в автоматическом режиме, которая поступала не только из вооруженных сил, но и оборонной промышленности по всей стране", – добавил Козюлин.
В Сирии был получен и отрицательный опыт, например, с применением роботизированного комплекса "Уран-9".
Более того, на основании боевого опыта в Сирии модернизируются почти все виды авиационной техники, в том числе истребители Су-35С и Су-30СМ, бомбардировщик Су-34, боевые вертолеты Ми-28Н и Ка-52. Модернизация касается и авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", конструктивные недостатки которого выявились во время сирийского похода.
Один из основных экономических итогов военной операции для России – возвращение утраченных позиций на мировом рынке вооружений. Когда-то этот рынок был фактически поделен между Советским Союзом и США. После распада СССР вынужденного ухода РФ с Ближнего Востока российский сегмент этого рынка значительно уменьшился.
"В результате затяжной операции в Сирии Россия стала ощутимо возвращать свою долю на рынке вооружения. Это очень важно для внутренней ситуации в стране, потому что это рабочие места, бюджетные поступления, стимул к развитию науки и инженерии. Сегодня участие России на рынке вооружений имеет первостепенное значение для улучшения внутриэкономической ситуации", – констатирует Андрей Чупрыгин.
Эксперт также отмечает большое значение российской военно-морской базы в районе порта Тартус, соглашение о расположении которой подписано в 2017 году. Тартус – единственна точка, позволяющая РФ удерживать присутствие в Средиземном море.
Простых рецептов нет
Спустя пять лет с начала операции российские силы продолжают находиться в Сирии и, более того, расширяют свои военные базы в этой стране. По мнению Андрея Чупрыгина, военное присутствие РФ продлится еще не один год.
"Не все задачи выполнены. Правительство в Дамаске контролирует 70-75 процентов территории. Для окончательного решения проблемы необходимо установление полного суверенитета на всей территории страны либо решение этого вопроса через международные платформы и достижение политических договоренностей. Пока северо-восточная часть не контролируется Дамаском, ситуация будет требовать присутствия России", – полагает эксперт.
Также есть проблемы с согласованием задач и целей всех участвующих сторон, в том числе Турции, Ирана, США и других государств.
*запрещенные в России организации