Валерий Волков, РИА Новости Крым
Оно розовое! Да, местами белесое, местами – как поверхность Юпитера, но главное – оно розовое! Укрытое холмами и травами с одной стороны, открытое морю с другой. И заповедник. Со спецпропуском, чтобы страждущие не вытоптали оставшуюся красоту, не рассекли ее колесами.
Озера Узунлар и Кояш близ Керчи, заповедник "Опук". Остаток, не тронутый толпами туристов, где обитают краснокнижные – кстати, тоже розовые! – скворцы, где трава под закат пахнет так, что сносит голову, где море выбрасывает на берег ракушки и бутылки, где когда-то ходили греки… По другим сведениям, правда, не ходили, но рядом, в Керчи, жили точно.
А посередине – озеро…
Половина соленых озер Крыма за последние 50-70 лет потеряны. Они не являются уже ни солеными, ни лечебными. Иногда это просто отстойники химпроизводства. Геолог Валерий Васенко следит за ними годы жизни, но не теряет оптимизма. Почему? Потому что оставшиеся – настоящие, они живые!
Если мы говорим про "Опук", конечно, это заповедник! Там много эндемиков – растений, животных, кузнечиков и всего прочего. А посредине – озеро, которое всю жизнь там было. Представляете, оно существовало 5-7 тысяч лет. Надо сохранить сейчас. Человек уже почти всю планету довел до безобразия..."
Убедительно. Но что делать туристу, одичавшему в холоде и изоляции средней полосы, у которого наконец появился шанс зайти в Крым?
Плавательный круг, чтобы не увязнуть
"Если туристы заедут на Кояш (от редакции добавим – заезжать лучше на внедорожнике, дорога, ведущая к заповеднику, такова, что днище обычной легковушки можно поранить прилично), конечно, нужно полюбоваться восходами и закатами! Необязательно лазить далеко в озеро", - таково мнение специалиста.
Казалось бы, зачем вообще лазить? Чтобы пощупать красоту руками – зачерпнуть лапой соль и природную грязь. И ногами – пройтись по розово-белым кристаллам.
"Грязевая залежь фиксируется, начиная с удаления 20-50 метров от юго-западного берега. Так зачем углубляться в озеро на 100-200 метров? – геолог возмущенно недоумевает. – Просто, чтобы пройти? Во-первых, пощадите озеро. Во-вторых, если уж так надо, возьмите с собой кружок, с которым дети обычно плавают. Зачем? Потому что вы можете "зайти" в грязь по пояс. Да, вы не утонете, как в болоте, вас не засосет. Но вы можете просто не выбраться, потому что увязнете в глине. А если сделаете это еще под палящим солнцем, у вас просто может не остаться сил вытянуть свое тело и вернуться. Причем чем дальше, тем глина более вязкая, поэтому дальше 50 метров гулять очень не советую".
Потом оно станет красноватым
Сейчас, в эти дни июня, озеро розовое. А к концу лета должно вообще приобрести ярко-красноватый цвет. Озеро очень соленое – в рапе 240 грамм на литр. К концу лета станет чуть больше, и вот тогда…
Тогда цветет водоросль Dunaliella salina, которая делает розоватой морскую соль, а человеку дает бета-каротин. Как в Сакских озерах (о них и о том, чего не надо делать с грязью и солью, РИА Новости Крым писали здесь). Только там гораздо меньше. Самая высокая соленость в Крыму – озеро Сасык-Сиваш между Саками и Евпаторией и Кояш.
Цветет эта водоросль все лето, пока озеро не высохнет под солнцем. Но оно не высохнет! Там хорошо фильтруется морская вода, поэтому всегда высокая соленость, а озеро розовое…
А еще в нем живет рачок – Artemia salina. Он красивый, вам понравится – жаброногий. Дышит ногами.
Еще в заповеднике живут змеи, клещи, сколопендры. Босыми ногами шлепать не надо, равно как и внедряться по колено в травы – могут кусануть.
Пограничники вместо мидий
Пройдя озера, утыкаешься в линию моря. Поскольку здесь нет толп, оно живет своей жизнью. Это не море Ялты или Алушты. Оно – в себе. А ближе к горизонту – четыре корабля. Скалы-Корабли.
…Когда-то сушь Керченского полуострова продолжалась на километры. Потом пришло море, но из-за особой прочности сарматской породы "корабли" остались: Парус, Элькен-Кая, Эльчан-Кая, Каравия. Стоят в трех километрах от береговой линии. Глубина воды здесь – примерно 8 метров. В ней обитает самый крупный в черноморской акватории краб. Вместе с ним живут устрицы и мидии.
Можно ли туда добраться?
"Разработан целый ряд экологических троп и морских маршрутов, которые утверждены министерством курортов Крыма, - говорит Роман Зимнухов, эколог, более 10 лет посвятивший изучению природной среды Керченского полуострова. – Любой турист может посетить побережье нашего Опукского заповедника, посмотреть на замечательные озера".
Когда-то давно-давно здесь был порт Боспорского царства – городище Киммерик. На холме стояла боевая цитадель древнегреческих воинов. Отсюда открываются виды на сотни километров вокруг, в ясную погоду видны отроги Кара-Дага…
Близ заповедного берега археологи обнаружили множество древних якорей. Много веков назад сюда приходили торговые суда.
А сегодня по воде можно?
"В объединенной дирекции заповедников Республики Крым можно официально заказать экскурсию, - говорит Зимнухов. – Можно взять и морской маршрут, пройти на лодке к Скалам-Кораблям, сфотографироваться. Что касается дайвинга, то поскольку это уже заповедная территория (прибрежный аквальный комплекс меньше года назад вошел заповедник), с дайвингом – увы".
Так что имейте в виду. Если кто захочет наловить мидий-устриц, его вместе с ними там и "примут". Причем даже уже не егеря, а пограничники. Рядом – военный полигон, и за спокойствием территории присматривают силовые структуры.
Это была его мама
От неприятного – обратно к романтике. Конечно, скалы имеют свою легенду. Конечно, печальную.
"В одном из поселений на побережье Черного моря проживал успешный человек. Он полюбил красивую девушку, у них родился сын, - эколог Роман отлично передает голосом мифологию края. – Богатым был этот человек, но так уж сложилось, что со своей молодою супругой он расстался, воспитывал сына один. Был властным, хотел, чтоб сын шел по его стопам, исполнял каждое слово и наследовал богатство отца. А сын полюбил женщину из окрестного селения, любовь свою он скрывал от отца, ведь у них не было доверительных отношений… В общем, решили они с возлюбленной покинуть родной берег и уйти за дальние моря. Взошли на корабль и под полными парусами начали уходить в открытое Черное море. И тут отец узнал, с кем уходит сын. Это оказалась его родная мать… Тогда поднялся он на мыс Опук и воскликнул проклятье им вслед. Разверзлось небо, ударила молния. И в том месте, где под парусами шел корабль, образовались четыре скалы…"
Почему четыре, если бежали двое, легенда умалчивает. Приезжайте, может, разберетесь?
***
А между поисками и наслаждением розовыми тонами озер и заката – склоните голову перед подвигами тех, чьими костями буквально устлан Керченский полуостров.
…В декабре 41-го здесь шла Керченско-Феодосийская десантная операция. Подводная лодка Щ-203 высадила Демьяна Моспана и Владимира Выжулла, лейтенантов-гидрографов. В пронизывающий декабрьский ветер они поднялись по канатной лестнице на высоту Скал-Кораблей и установили пульсирующий маяк. Чтобы эскадра десантных кораблей прошла на Феодосию. Сделали это ценою жизни. Вспомните об этих пацанах. Одному было 25 лет, другому 24 года…