СИМФЕРОПОЛЬ, 30 янв – РИА Новости Крым, Алексей Гончаров, Сергей Георгиев. Планируемая властями Украины "морская блокада" Крыма является в большей степени политическим популизмом, данные меры будет проблематично реализовать на практике. Такое мнение РИА Новости Крым высказал кандидат юридических наук, частнопрактикующий в Страсбурге юрист-международник Александр Суржин.
На Украине посчитали, во сколько обошлась блокада Крыма>>
Ранее украинские СМИ сообщали, что из-за недееспособного флота Киев никак не может ограничить движение судов в Крым и планирует начать морскую блокаду полуострова "на бумаге". Манипулировать при этом планируют Конвенцией ООН по морскому праву. В Конвенции говорится, что прибрежное государство может временно ограничить право мирного прохода судов в своих территориальных водах. То есть, речь идет о 12-мильной зоне от берега. При этом на Украине признаются – контролировать этот процесс силовыми методами не представляется возможным, поскольку любая агрессия приведет к блокировке флота страны.
"Ужасы" продуктовой блокады: как крымчане живут без "Живчика">>
Эксперт отметил, что согласно Конвенции ООН по морскому праву прибрежное государство действительно может "без дискриминации по форме или по существу" временно приостанавливать мирный проход иностранных судов в определенных районах своего территориального моря, если такое приостановление существенно важно для охраны безопасности данного государства.
Вместе с тем такой запрет может носить лишь временный характер. Кроме того, по словам Суржина, возникает вопрос, насколько такого рода ограничения корреспондируют с сутью и духом, как самой Конвенции, так и иными международными соглашениями универсального и регионального характера – Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав и свобод человека, Европейской Конвенцией по правам человека и т.д.
Первый президент Украины посоветовал Зеленскому снять блокаду с Крыма>>
"По все видимости, опять в погоне за политическим популизмом представители украинской стороны не учитывают, что такого рода меры могут создать сложности, в первую очередь для крымчан, которых, напомню, украинские власти продолжают считать своими гражданами", – отметил юрист.
Также, по словам Суржина, не совсем понятно, каким образом будут реализованы данные ограничения на практике.
"Судя по всему, это могут быть только меры санкционного характера и ответственности судовладельцев, чьи суда могут заходить в зарубежные порты после посещения Крыма", – предположил специалист.
Экономика, износ сетей, блокады: Украина нанесла Крыму 2,5 трлн руб убытков>>
Кроме того, возникает вопрос исполнения такого рода решений, если они будут вынесены, например, морскими властями или судами Украины и как будет работать механизм принуждения.
"Если это некие "черные списки" по аналогии с Северной Кореей, то здесь также следует иметь ввиду, что РФ является постоянным членом Совета Безопасности ООН и очевидно, что такие меры никогда не получат поддержку", – констатировал Суржин.
Эксперт отметил, что остается неясным вопрос с Азовским морем, которое является "историческим внутренними водами" согласно целому ряду действующих российско-украинских соглашений.
Украинский политолог спрогнозировал сроки снятия блокады с Крыма>>
В то же время, по словам юриста, следует учитывать, что согласно "позиции Международной морской организации и документам Генассамблеи ООН, Крым является территорией Украины, включая территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону".
"Согласно положениям законодательства Украины крымские порты с 2014 закрыты для международного судоходства. При этом, несмотря на сотни судов под флагами иностранных государств, заходящих за год в порты Крыма, необходимо признать, что украинские власти неоднократно задерживали суда и экипажи третьих стран за нарушения режима "оккупированных территорий". Это также следует иметь в виду", – заключил эксперт.