СИМФЕРОПОЛЬ, 23 ноя - РИА Новости Крым, Наталья Дремова. У берегов Крыма лежат тысячи затонувших кораблей — от античных и византийских судов до погибших во время войны транспортов, "сторожевиков", пароходов, подлодок. Где-то в районе мыса Лукулл должно быть и последнее пропавшее без вести в Черном море судно — сейнер САОР-3. Судьба его с 1996 года неизвестна. По одной из версий, корабль подорвался на пойманной сетями глубинной бомбе или мине времен Великой Отечественной.
А еще на дне находятся десятки, если не сотни самолетов.
Место, где находят амфоры
В украинские времена все, что лежало на доступных глубинах, привлекало внимание мародеров. Сувениры с морского дна — от тарелок из корабельных сервизов до приборов из рубок самолетов - были ходовым товаром. Да что там тарелки — тащили орудия и технику!
Тринадцать лет назад дельцы из Николаева разрезали на металл и продали эсминец "Фрунзе", затонувший в Каркинитском заливе в сентябре 1941 года. Никто, конечно, разрешения не давал — тем более, в том последнем походе погибло 160 человек экипажа. Мародеры действовали быстро и нагло. И, видимо, имели покровителей.
На знаменитой севастопольской Горке, где торгуют "вещами с историей", и сейчас можно встретить изъеденные морем пуговицы и пряжки, оболочки снарядов, черепки античных амфор. Предметы более ценные, например, личные вещи вроде часов, планшеток, наград, сюда не несут. Для этого есть закрытые форумы для любителей раритетов.
Подводная карта для всех и специалистов
Примерно с 2015 года в Крым зачастили различные поисковые экспедиции, нацеленные на подводные объекты времен Великой Отечественной. В сентябре этого года, например, военные водолазы подняли с румынского транспорта "Santa Fe" артиллеристскую установку, еще одну планируют извлечь в следующем году.
А куда девается все это?
Для подводных археологов, пояснил замдиректора по научной работе Черноморского Центра подводных исследований Виктор Вахонеев, действуют те же требования, что и их коллег на суше. Они должны обосновать, почему хотят обследовать то или иное судно, обязаны вовремя предоставлять отчеты, а все находки направлять в крымские музеи. Так же обязаны поступать и экспедиции, приезжающие из-за пределов Крыма: результаты должны переходить музеям полуострова.
"А вот затонувшие корабли и самолеты времен Великой Отечественной войны являются собственностью Министерства обороны РФ, — пояснил Виктор Вахонеев. — Ведомство сейчас по всей стране создает парки "Патриот", есть такие, например, в Москве, Севастополе. Они могут на свое усмотрение выбрать место для работы, конкретный объект, поднять вещи с него, увезти туда, куда посчитают нужным. То же самое с поисковым движением России. Они передают находки в музеи, но по своему усмотрению выбирают, куда именно. Тем более что сдать, например, самолет в какой-то обычный музей невозможно — требуется не только место, но и реставрация, консервация. Это могут обеспечить военные музеи".
На базе Севастопольского госуниверситета скоро начнется работа по созданию геоинформационной системы подводного культурного наследия в акватории Черного моря, рассказал Вахонеев. Там будет собран весь материал, связанный с подводной археологией, - от карт до данных археологических исследований. И можно будет делать какие-то выборки: например, о немецких самолетах, о средневековых судах, о погибших, но не найденных на известных координатах и так далее.
"Страна у нас огромная, есть сотни тысяч дайверов и водолазов с достаточным опытом работы на приличной глубине, — пояснил Вахонеев. — Место новой находки неизбежно привлечет как тех, кому просто любопытно осмотреть ее, так и желающих что-то поднять. Ведь все тут: тарелочки, чашечки, компас, машинный телеграф, оружие… Такое "внимание" нам точно не нужно".
Самолеты уплывают
Военного историка Сергея Ченныка, горячего почитателя советских штурмовиков Ил-2, больше всего волнует ситуация с самолетами. У берегов Крыма их погибло немало. Какие-то разграбили в украинское время, какие-то уже в российском Крыму извлечены из моря и… увезены за пределы полуострова.
"Перед началом строительства Крымского моста начались поиски в Керченском проливе, я был, мягко говоря, удивлен тем, что происходило, — говорит историк. — Приезжали экспедиции с московскими адресами, завозили кучу техники, поднимали то, что хотели — и увозили за пределы Крыма".
Один из поднятых Ил-2 — в Дагестане. За штурвалом этого самолета сидел герой Советского Союза, уроженец Дагестана Юсуп Акаев. В том бою, когда был сбит штурмовик, экипаж спасся, около восьми часов летчики провели в шлюпке в Керченском проливе, были подобраны нашим катером.
Два штурмовика (один с останками погибшего экипажа) оказались в Геленджике. О планах на один из них рассказали три года назад: отреставрировать и поставить в качестве памятника освободителям Крыма. Это было три года назад. Видимо, еще реставрируют...
Ченнык не первый год пытается заинтересовать крымские власти созданием музея Ил-2. Был бы он — и хотя бы несколько погибших в море самолетов осталась бы в Крыму.
От духов до презервативов
Соленая вода милосерднее всего относится к керамике, фарфору, фаянсу, в общем, всему, что изготовлено из глины. Металл и дерево сохраняются хуже. Почти нет шансов у ткани, а вот бумага иногда, пролежав десятки лет, а то и век, в воде, остается целой.
Например, были извлечены инструкции и другие документы с погибшего во время Первой мировой войны корабля "Лейтенант Зацаренный". В коллекции музея центра есть страховой сертификат на якорь и цепи, датированный 1867 годом. Документ был найден в сейфе парохода "Генерал Коцебу". Корабль затонул в 1895 году — у мыса Тарханкут столкнулся с другим пароходом.
В разное время любители сувениров поднимали газеты, документы, книги. Но неизвестно, удалось ли им сохранить свои находки: высохнув, такие бумаги просто рассыпаются. Дайверы рассказывали, что в числе "трофеев" с кораблей Второй Мировой оказывались флаконы с одеколоном, бутылки с алкоголем.
С немецкого транспорта "Wolga-Don" как-то вынесли коробочку с неразборчивой надписью. В ней оказались… презервативы. С виду даже неповрежденные.
Сейчас к затонувшим кораблям и самолетам могут спускаться не только люди, но и управляемые аппараты. Доступны большие глубины, где уже находится "мертвый", сероводородный слой. А вот как в нем сохраняются "подводные сокровища", еще только предстоит выяснить.