СИМФЕРОПОЛЬ, 28 сен – РИА Новости Крым, Галия Шакирова. Тысячи гектаров новых виноградников, более миллиарда выделенных из российского бюджета рублей, "реинкарнация" автохтонных сортов и закон, упрощающий жизнь винодела. Это с одной стороны. С другой – антироссийские санкции, размывание традиций, битва за виноматериал и застройка прибрежных территорий, вытесняющая из собственного дома даже всемирно известные бренды.
Что происходит в крымском виноделии сейчас и чего ждать в ближайшие годы, что произошло с крымскими винами за весь постсоветский период, чего боятся и на что надеются люди, — разбиралась корреспондент РИА Новости Крым.
Бренды и государство
Крымское виноделие развивалось в одной плоскости с общероссийским, даже когда Крым был украинским. Об этом говорит большинство участников рынка, отмечая общие процессы после развала СССР — уход госсектора или медленное его догнивание и сложности процесса приватизации.
"Приватизация в виноделии шла медленнее, чем в других отраслях сельского хозяйства и вообще бизнеса. Частный инвестор приходил неохотно. В материковой России — Кубань, Дон – с 2007-2008 годов появились движения в развитии малого виноделия и восстановлении старого классического. Это же началось в Крыму. При этом инвесторы охотнее заходили из России, нежели с Украины. В 2010-2013 годах появились малые виноделы в Севастополе ", — говорит директор научно-методического центра "Лаборатория вина" при Севастопольском филиале МГУ Дмитрий Ковалев-Федосов.
Однако, в отличие от материковой России, в Крыму за 20 лет не появилось новых игроков за исключением одной-двух микровиноделен, отмечает шампанист Илья Волошин.
"Производство концентрировалось, как правило, на базе крупных госпредприятий, которые остались "на плаву" после 90-х. Кризис пережили самые мощные и старейшие предприятия Крыма, многие из которых ведут свою историю еще со времен Российской Империи", — отмечает Волошин.
"С точки зрения уровня виноградарства, объема новых современных посадок, а также модернизации производственных мощностей Крым сильно отставал за последние 20 лет по сравнению с тем же Краснодарским краем. Отрасль была сильно недофинансирована", — считает Волошин.
Новый Ренессанс
Отраслевые эксперты и виноделы отмечают, что события 2014 года и вхождение Крыма в состав РФ повлияло на крымское виноделие едва ли не коренным образом.
"В отрасль начали вкладывать деньги. Виноделие и виноградарство – бизнес с очень "длинными деньгами". Вход на рынок стоит дорого. Без крупных игроков мощного рывка не может быть. И это не только вложение средств, но и защита своего капитала, и лоббирование интересов отрасли в хорошем смысле. Наряду с крупными хозяйствами возникает много относительно небольших, но современных, европейского уровня винодельческих хозяйств, которые во главу угла ставят не объемы производства, а качество вина. Эти процессы начались и их уже не остановить. Можно сказать, виноделие Крыма переживает свой Ренессанс", — говорит шампанист.
Что касается финансовой помощи государства, то, по данным российского Минпромторга, за четыре года в крымское виноделие вложили почти 1,2 млрд рублей. До конца текущего года планируется инвестировать еще 614 млн в виде господдержки отрасли. За это же время в Крыму было заложено почти 2,5 тыс. га новых виноградников. На текущий год запланирована высадка еще 880 га. Динамика радует, однако, по мнению президента Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича, цифра должна быть, как минимум на уровне 1 тыс. га ежегодно. "Тот же Краснодарский край ежегодно высаживает две тысячи га", – неоднократно говорил глава российских виноделов.
"Даже если мы отбросим зоны степного укрывного виноградарства Крыма, несколько массивов Крымских гор, долины между ними — они сейчас не досажены. Постоянно попадаются старые заброшенные поля ", — констатирует Ковалев-Федосов.
Горбачев и Лука Марони
Однако даже при реализации самых оптимистичных планов достичь площадей, которые были до "горбачевской алкогольной реформы", крымские виноделы пока не мечтают.
"Сейчас в Крыму порядка 18 тыс. га виноградников, а до 1985 года было 115 тыс. га, а до этого было еще больше", — напоминает глава "Лаборатории вина".
"Кокур в моем понимании — фактический единственный автохтонный сорт в Крыму, который имеет большую перспективу и в сухих, и в игристых винах", — полагает Волошин. С ним не согласен винодел Валерий Захарьин. У него коллекция из 75 автохтонов. "Вина из сортов Сары Пандас и Кефесия вошли в официальный винный гид Луки Марони", — поделился Захарьин.
Лука Марони — один из авторитетнейших винных критиков мира, родом из Италии, разработал собственную методику оценки вин. В 2016 году Марони провел первую дегустацию российских вин из более чем 150 игристых, тихих и десертных образцов.
По следам Воланда
Если "автохтонная" глобальная тенденция на пользу крымскому виноделию, то другой тренд вызывает у участников рынка споры. Мир массово переходит на сухие вина. Потребление крепленых вин сокращается, а соответственно, и их производство.
"Мы находимся в глобальной тенденции облегчения вина в алкоголе. Оно становится более сухим, потому что люди становятся более стройными. За 100 лет средний вес упал килограммов на 20-30, а средний рост увеличился. Девушек, которые ходят сейчас по улице, 100 лет назад просто положили бы в больницу за анорексию. Едят менее плотные продукты, занимаются спортом, и вино попадает туда. В этом плане Россия поддерживает мировой тренд. Конечно, с поправкой, что у нас огромная северная страна, холодные зоны, где люди больше тянутся к сладкому и крепленому ", — пояснил глава "Лаборатории вина".
На самом предприятии эти разговоры официально не комментируют, как и планы по объемам "сухого" производства. Однако в кулуарах признаются, что давление сторонников традиций очень высоко и заставляет "помалкивать".
Но есть и те, кто поддерживает переориентацию производства.
"Массандре" нужно в эту сторону смотреть и думать, опять же возвращаясь к традициям. До Льва Голицына, при Воронцове "Массандра" пыталась делать очень много сухих вин. Они не очень получались при тех условиях, Голицын их критиковал, но многое изменилось в виноделии: это капельное орошение, тонкости виноградарства. Мы в том же тренде, что и Португалия, где производство портвейна сокращается, а производство сухих вин из портвейновых сортов растет. То же самое происходит в Южной Испании", — говорит Ковалев-Федосов.
Его вердикт — процент производства крепленых вин "Массандры" неизбежно сократится в угоду рынку. Илья Волошин, в свою очередь, уверен, что само направление, которое является традиционным для многих старых хозяйств, никуда не денется, "ведь вина — это не про алкоголь; это гастрономия, где "каждому напитку свое время и место".
Помнится, такого же мнения был и известный герой Булгакова, спрашивая своего незадачливого гостя "вино какой страны" он предпочитает в это время дня…
Ездят, ищут виноград
Еще один повод для волнений дал "любимый сын" "отца русского шампанского" Льва Голицына — завод "Новый Свет", точнее, его судьба после приватизации. В частную собственность предприятие перешло в конце позапрошлого года. Отметим, что в 2018 завод отметил свой 140 день рождения. Официальными причинами продажи стали глубокая изношенность мощностей и отсутствие подвижек в развитии предприятия. На самом деле, как говорили многие отраслевые эксперты, крымским властям было просто невыгодно содержать предприятие, которое производит хоть элитное и легендарное шампанское, но в смешных по рыночным меркам объемах (в 2018 году выпустили 1,4 млн бутылок при российском потреблении более 200 млн бутылок игристого). Пополнение республиканской казны за счет буксующего плана по приватизации (санатории, увы, не продаются) тоже никто не отменял. А тут все-таки "легенда", хоть и обветшавшая.
Главным опасением, которое высказывалось в период приватизации предприятия, стал уход от традиционного классического "ручного" производства. Редкий случай, практически прецедент, даже потомки императорской семьи высказались в пользу того, чтобы "Новый Свет" оставался в руках государства, опасаясь тех же причин. Однако завод за 1,5 млрд рублей был продан. Новыми собственниками стали дочерние структуры банка "Россия" Юрия Ковальчука.
Ковалев-Федосов признался: переживал, что легендарный бренд превратят в туристический аттракцион наподобие того, что случилось с одним из старейших предприятий Кубани. "Это классный туристический проект, там есть свои виноградники — 500-600 га, что-то досаживают. Но 80% виноматериала привозят из ЮАР. Конечно, это размывает образ российского вина", — отметил эксперт.
Но сегодня проблема в том, что там, где "Новый Свет" десятилетиями закупал виноград, уже есть новые собственники, и у них свои планы на материал. "Сейчас они вынуждены и на Тамани брать, и по Крыму собирать", — рассказывают участники рынка.
В среде виноделов поговаривают, что дефицит сырья стал одной из причин, по которой "Новый Свет" временно отказался от производства "Коронационного" шампанского, рецептура и состав которого не менялись со времен вступления на трон Николая II. Теперь появилась надежда когда-нибудь ощутить тот же вкус.
"Через 7 лет мы будем выпускать 3 млн бутылок уже из собственного винограда", — заявил РИА Новости Крым генеральный директор АО "ЗШВ "Новый Свет" Алексей Пугачев.
От ответов на вопросы, сколько и где завод собирается выращивать, глава предприятия отказался. Однако, как стало известно РИА Новости Крым, "Новому Свету" передали винное хозяйство "Плодовое" в Бахчисарайском районе. Это больше тысячи гектаров. Там хорошие известняковые склоны, а известняк хорошо подходит для игристых. "Если они за 1-2-3 года все сделают, это будет большим подспорьем, и "Новый Свет" имеет шанс стать истинно крымским", — считает Ковалев-Федосов.
Танкер, но не нефтяной
Однако пока истинно крымского вина на полках российских магазинов не так уж много.
"Вино наливом, которое сюда завозится танкерами и разливается под видом российского, крымского. Мы становимся разливочной базой для, как правило, непонятных производителей. Дорогой виноматериал из-за рубежа везти невыгодно, его проще в бутылки залить, а к нам идет неликвид. Существуют заводы, которые все это льют. Себестоимость такого продукта – около 100 рублей. Дальше они стоят в магазинах по 150-200 рублей, и те же приехавшие отдыхающие, покупаясь на яркие названия, берут, пьют один-два раза и говорят: "Ваше крымское вино — пойло". Часто такое "вино" разъезжается по всей стране, и это создает негативный имидж крымскому вину", — негодует эксперт.
По его данным, такой продукт в структуре потребления занимает около 70%.
При этом настоящую продукцию крымских виноделов из натурального винограда можно приобрести за 230-250 рублей за бутылку, если это крупное предприятие. Вино из малой винодельни будет стоить 800 рублей. Это сопоставимо с крупным испанским брендом. А "ручная" Испания — на уровне двух тысяч рублей.
"Гражданство" по земле в законе
Помочь российским виноделам победить неистребимый балк должен закон "О виноделии и виноградарстве в России". Третий год его рассматривают в Госдуме, но наконец появились реальные перспективы принятия. Документ приравнивает вино к сельхозпродукту и четко отделяет его от спирта.
"Да, это алкогольный напиток, но он выращивается на земле. Цель закона — дать тем, кто работает на земле, преференции", — говорят авторы законопроекта. Кроме того, они настаивают, что право называться российским вином должен получить лишь продукт, произведенный из отечественного винограда. Все остальное — "винный напиток". К концу октября законодатели обещают целиком одобрить закон.