СИМФЕРОПОЛЬ, 8 мая – РИА Новости Крым, Евгения Мартыненко. В день Победы вспоминают и чествуют всех, кто ценой своей жизни и здоровья отстаивал свободу и приближал Великую Победу. В канун 9 мая РИА Новости Крым рассказывает историю подвига ветерана Великой Отечественной войны Нури Абибуллаева, который еще будучи ребенком боролся с врагом на родной крымской земле.
Маленький партизан из Мамут-Султана
"Помню первый обстрел… Мы все спрятались в подвале. Отец и старики наши понимали, что немец уже пришел, а для меня тогда это было как-то безразлично… Кто пришел, куда? Ребенок был, не понимал. Говорили, что немцы страшные, рогатые, а оказалось, что внешне это такие же люди, как мы…", — вспоминает он.
Произошло это, вспоминает Абибуллаев, благодаря его дяде Косте Бурову. До войны тот трудился в "Крымсоюзтранс", организовывал инструктаж для едущих на ЮБК туристов по технике безопасности. А маленький Нури тем временем продавал отдыхающим розы. Работали, как говорится, бок о бок.
"Он рассказывал, как безопасно спускаться с перевала, а я тем временем продавал розы. Отец нарезал большие красные цветы, и я их по 15 копеек продавал туристам", — рассказывает он.
"Немцы сами назначали старшину, общались с ним через переводчика. И в каждой деревне назначали старосту. Например, комендант требовал собрать какое-то количество зерна или скот с каждой деревни, и говорил об этом он дяде Косте", — говорит Нури Абибуллаев.
"Дядя говорил, что я должен сказать подпольщикам, они в свою очередь также передавали ему информацию. Например, они сообщали, какого числа и куда пойдет колонна солдат, я говорил об этом дяде Косте, а он уже, в свою очередь, рассказывал это партизанам. В назначенный час они уже ждали немцев, устраивали засаду. Меня пропускали немцы без всякого, я шел и передавал. Так я и стал связным", — делится он.
"Поскольку дядя Костя был старшиной, при нем был комендант и переводчик. И если кому-то надо было в Симферополь, то он давал соответствующую бумагу. А немец сверху ставил свою печать, и только потом люди могли направляться в Симферополь, там была жандармерия, где проверяли бумаги", — вспоминает ветеран.
Однако на войне, с грустью говорит Нури-ага, было место не только подвигу. Встречались и предатели, в том числе и среди подпольщиков. Ветеран рассказывает, как однажды в лесу партизаны "поджидали" врагов, однако вместо них наткнулись на засаду. Тогда погибло много людей из его отряда.
"Были нехорошие люди, тогда кто-то все же партизан выдал", – со слезами говорит ветеран.
"Когда немцы уходили из Симферополя в сторону Алушты, они минировали дорогу, и я показал нашей Красной армии, где было заминировано. На этом моя партизанская функция кончилась. В военкомате мне дали справку об участии в партизанском отряде и сказали, что дальше меня не отправляют освобождать Севастополь, поскольку в свои годы я уже сделал многое для освобождения Крыма", — отметил Нури-ага.
А дальше была депортация…
Сутками они ехали в вагонах, без еды и воды. Те страшные дни Нури-ага до сих пор вспоминает со слезами на глазах… Его семья попала в Узбекистан, там и учились, что называется, жить заново.
"Мы оказались в городе Паркент Ташкентской области. Тогда подумал, вот это мы попали… Но ничего – наш язык похож на узбекский, только ударения в словах ставятся по-разному и есть еще маленькие различия, но в целом мы быстро освоились и поняли друг друга. От нас узбеки многому научились, мы от них также узнали немало, жили дружно", — рассказывает Нури-ага.
"На протяжении 12 лет мы ходили и расписывались, что мы не убежали никуда. Потом нам выдали паспорта, однако в моем документе стояла дата 1930 год. Я спросил, почему же 12 лет я ставил свою подпись под 1929-ым годом рождения, а сейчас стал вдруг 1930-го? А в ответ услышал, что, мол, если буду возмущаться, вообще в Магадан сошлют", — делится воспоминаниями ветеран.
Пришлось стать на год моложе. И время полетело… Около 12 лет он проработал в свинцовом руднике, после этого в течение 35 лет трудился на Ташкентской ГРЭС. День за днем, год за годом — так и прошли 57 лет на чужбине.
Долгая дорога домой
Когда ему было 29, Нури познакомился с красивой 19-летней девушкой. Местом судьбоносной встречи стал кинотеатр "Родина" в городе Волжск Республики Марий Эл. Как выяснилось, девушка тоже… из Крыма. В 1944-ом ее семья также подверглась депортации. Некоторое время молодые люди пообщались, после чего он напрямую спросил ее, поедет ли она с ним в Ташкент. И она согласилась. С тех пор они вместе, рука об руку, 60 лет.
В Ташкенте родились сын и дочь, внуки. Спустя годы дочь Нури-ага с семьей приняли решение уехать в Крым. Несколько раз супруги Абибуллаевы приезжали к ней в гости, на родную землю, однако решение об окончательном возвращении на полуостров было принято только в 2000-х годах. Сейчас Нури Абибуллаев с супругой живет в Бахчисарае: ему 90, ей – почти 80. Они с нежностью и любовью смотрят друг на друга и по сей день.