Ирина Алкснис, для РИА Новости
Прошедшее воскресенье удалось. Страна дружно хохотала над статьей о том, что лимоны в России являются символом роскоши и престижного потребления, доступного исключительно состоятельным господам.
Пикантности ситуации добавляло то, что опубликована она была не в таблоиде (вроде Daily Mail, которая еще и не такой бред печатает) и не в каком-нибудь формально респектабельном издании, превратившемся ныне в орган безудержной антироссийской пропаганды (The New York Times, Times, The Guardian — список этот, увы, длинен и неуклонно увеличивается).
И тем не менее.
По сложившейся традиции ее легко можно было бы объяснить в рамках нынешней безумной — как по масштабам, так и по содержанию — антироссийской кампании в глобальном медиамейнстриме. Однако представляется, что все куда проще и никаких особых русофобских целей автор текста не преследовала. В конце концов, у нее под раздачу вместе с Россией попала и Юго-Восточная Азия.
Молодая журналистка и кулинарный критик Лиззи Сакс — магистр в области пищевых наук или исследований (food studies), то есть не профессиональный шеф-повар, а именно специалист в загадочной сфере, порожденной современным западным университетским образованием. Она наткнулась на привлекший ее внимание феномен — относительно высокий уровень потребления лимонов в России и ЮВА.
С помощью Google она могла провести минимально поверхностное исследование и выяснила бы, например, что в России лимоны фактически находятся в том же ценовом сегменте, что и яблоки. Просто их килограммами не поешь.
Магистру в области пищевых исследований (раз уж она не узнала об этом в ходе учебы) не стоило бы особого труда выяснить, что традиционная русская кухня — "кислая" в своей основе. Это связано как с исторически самыми популярными в России методами обработки продуктов (скисание, квашение, брожение и т. д.), так и с тем, что значительная часть произрастающих в российском климате даров природы обладает кислым вкусом (от брусники до ржи, от облепихи до культовой "антоновки").
В общем, в России любят кислое, едят его много, поэтому неудивительно, что экзотический фрукт тут пришелся ко двору, превратился в родной, а чай с лимоном стал национальным напитком.
Но ничего этого Лиззи не сделала.
Давайте будем честны — ничего специфически американского в этой ситуации нет. Она символизирует феномен, с которым приходится сталкиваться все чаще и повсеместно в современном мире: окончательно стало взрослым и вышло на первый план в профессиональном смысле поколение миллениалов. Первое поколение детей, взращенных в максимально тепличных условиях. Дело не только в снижении образовательных стандартов, на что так часто теперь жалуются. Дело в падении (временами до нуля) любых требований, снятии всякой ответственности и создании максимально комфортных, исключающих любые травмы условий для молодых людей.
Глупая колонка в Forbes — мелочь по сравнению с делами, в которых реально решаются судьбы мира. На прошлой неделе был опубликован инсайд, согласно которому США признали Хуана Гуаидо временным президентом страны, потому что представители венесуэльской оппозиции убедили чиновников в Вашингтоне, что этого будет достаточно, чтобы армия "перешла на сторону народа" и власть Мадуро пала.
Диверсификация источников информации для получения максимально объективной картины, организация масштабной агентурной сети, непосредственная работа с ключевыми местными фигурами, сложнейшие операции ЦРУ и других американских спецслужб — вот что многие десятилетия обеспечивало Штатам очень высокий уровень влияния в Латинской Америке. Все это оказалось заменено на формулу "пара местных нам рассказала — мы им поверили". А когда что-то пошло не так, можно развести руками и сказать, что были приложены все возможные усилия, но никто не виноват и наказывать никого нельзя, потому что это травмирует тонкую душевную организацию 35-летних детей.
В результате в голову упорно лезет мысль: поскольку больше нельзя пороть детей, может, стоит вернуть порку хотя бы для некоторых взрослых?