СИМФЕРОПОЛЬ, 28 янв – РИА Новости Крым. Российская продовольственная сеть резко сокращает свое присутствие в Крыму. С какими проблемами столкнулся ритейлер на полуострове, какова реальная "инвестиционная привлекательность" региона в этом сегменте рынка, разбирались РИА Новости Крым.
Крым — в зоне риска
"Заход в Крым – это был рискованный шаг, конечно. Открытие любого магазина – риск, а здесь – вдвойне", — признается директор торговой сети "Ассорти-Крым" Виталий Воронин.
Первые магазины ростовского ритейлера появились в Крыму в 2014 году. Несмотря на риски, условия для освоения нового рынка у компании были благоприятные: полуостров переживал продовольственную блокаду, из региона уходили компании с украинской пропиской и еще не были отрегулированы поставки товаров из России.
"Нужно было наладить всю эту логистику непростую, связанную с паромной переправой, и этим активно занималась наша сеть. Это было сложно, но это было актуально и нужно для покупателя. Но цены на арендную недвижимость здесь уже тогда были выше, чем на материке", — вспоминает Воронин.
"Стоимость аренды торговых площадей в Крыму очень высокая. Нигде нет такого, чтобы за аренду приходилось платить 5 процентов от оборота – здесь же получается больше 10. Я сам из Сибири и могу сказать, что там ставки на аренду недвижимости в 2-4 раза ниже, в зависимости от местоположения магазина. Здесь сейчас нам предлагают 2 тысячи рублей за квадратный метр, а в Новосибирске – городе-миллионнике – 600–800 рублей за квадрат. То есть, тут практически московские ставки, насколько я понимаю, а обороты и потенциал – далеко не столичные", — рассказывает директор представительства торговой сети в Крыму.
Он также отмечает, что по этой же причине в скором времени будет закрыт и магазин в Бахчисарае.
"Торговых площадей в Симферополе дефицит, и новых не открывается. Хотя они необходимы, на мой взгляд, это бы позволило развиваться розничному бизнесу и уменьшить, в том числе, итоговую цену на товары на полке, — считает директор продуктовой сети. – В Севастополе у нас ниже арендная ставка. И если вы пройдетесь по магазину, то увидите, что там в среднем все дешевле процентов на 5, а это серьезно. Для булки хлеба разница в цене составит 1 рубль, а вот для бутылки элитного коньяка — гораздо больше".
Одна из немаловажных претензий в адрес материковой продуктовой сети со стороны потребителя – не только качество сервиса и услуг, но и ценовая политика. В "Ассорти" цены не дешевые, и руководитель торгового представительства в Крыму это подтвердил. Поэтому, по его словам, дирекция сети ищет новые форматы работы – уже весной на полуострове должен появиться первый дискаунтер — магазин ограниченного предложения товаров, но с минимальной наценкой, поэтому стоимость продуктов на полке обычно на 10 процентов ниже. По этой причине подобный формат магазинов пользуется популярностью у покупателей, в России дискаунтеры открываются десятками.
Более того, в магазинах с низкими ценами — где бы они в итоге ни разместились — на прилавках не будет крымских товаров.
"Когда начали работать над ассортиментом дискаунтера, то столкнулись с тем, что мы фактически не сможем позволить себе ставить на полки продукцию местных поставщиков, поэтому очень много товаров будет ехать из Ростова, Краснодара, несмотря на проблемы со стоимостью логистики. Этот вариант будет дешевле", — пояснил Виталий Воронин.
"Стоимость доставки товара, скажем, из Москвы будет примерно одинаковая – что в Крым, что в Новосибирск, хотя туда расстояние в два раза больше. Потому что есть еще обратная логистика, и в Крыму с этим серьезные проблемы. Многие машины, которые сюда приезжают, возвращаются пустыми", — объяснил Виталий Воронин.
Незначительное снижение цен коснулось не скоропортящихся продуктов. Но покупатель в первую очередь обращает внимание на стоимость другой группы товаров, которую принято относить к социально значимым – молоко и хлеб. Значительная их часть у розничных продуктовых сетей Крыма – местного производства, поставщикам не выгодно возить свежее молоко с материковой части России. И здесь, по словам руководителя крымского филиала российской сети, от ритейлера мало что зависит: на полуострове молоко при его закупе дороже как минимум на 10 процентов, чем в России.
Тем не менее, ростовский ритейлер считает крымский рынок по-прежнему перспективным. Хотя магазины компании демонстрируют рентабельность на уровне "около ноля".
Как быть
Нужно отметить, что под категорию "стационарного торгового объекта" в соответствии с определением термина (здание, строение или их часть, прочно связанные фундаментом с землей и подключенные к сетям инженерно-технического обеспечения) попадают не только крупные торговые центры, но и небольшие павильоны.
По его словам, правительство региона направило обращения в адрес руководителей федеральных торговых сетей "Перекресток", "Магнит", "Лента", "Пятерочка" с предложением рассмотреть возможность открытия супермаркетов на территории региона.
"Основная причина, препятствующая приходу новых ритейлеров на территорию Республики – опасение санкций", — подытожили в ведомстве.