МОСКВА, 1 ноя — РИА Новости Крым. В Киеве все меньше политиков, готовых скрывать истинное положение дел в стране. Во вторник бывший председатель Верховной рады, а ныне народный депутат Владимир Литвин заявил: Украине потребуется сто лет, чтобы догнать Польшу. Кто еще в Раде согласен с такими оценками и что ждет украинскую экономику в ноябре — в материале РИА Новости.
Душить утопленника
В среду о катастрофической ситуации в экономике говорил депутат Вадим Рабинович. По его словам, зарплаты сотрудников МВФ — единственное, на что идут деньги украинских налогоплательщиков.
"На конец августа долг нашей страны — внешний долг — составлял 47,5 миллиарда долларов. Совокупный внешний долг наш и внутренний приблизился к 75 миллиардам. В проекте бюджета на следующий год главная статья расходов — это обслуживание внешнего долга. Это значит, что мы с вами, наши дети и внуки заложены вот в эти бюджеты и мы должны пахать и пахать на эти МВФы, на этих сто человек, у которых, оказывается, растут зарплаты, доходы космическими какими-то", — возмущался Рабинович.
Действительно, в 2019 году на обслуживание внешнего долга Киев потратит треть бюджета страны. Всего же в ближайшие пять лет Украине предстоит выплатить почти 33 миллиарда долларов: в 2019-м — пять миллиардов, в 2020-м — 5,9 миллиарда, в 2021-м — пять, в 2022-м и 2023-м — 4,1 и четыре миллиарда соответственно. После этого, если не брать новых кредитов, госдолг снизится меньше чем вдвое: с нынешних 76 до 43 миллиардов долларов.
В октябре стало известно, что Международный валютный фонд (МВФ) согласовал выделение Киеву так называемого stand-by кредита на 3,9 миллиарда долларов на 14 месяцев. Такие займы обычно дают должникам, неспособным выполнять свои обязательства.
Уехать или умереть
По его словам, то, что сейчас происходит, сопоставимо с голодомором: девять миллионов граждан покинули страну в поисках лучшей доли, около миллиона человек погибли от разных болезней, в том числе кори.
"Миллион реально умер. Потому что не в состоянии выживать в этих условиях. Потому что невозможно обеспечить себя лекарствами, потому что невозможно обеспечить себя питанием. Меня пичкают разговорами про голодомор, про ужасное советское прошлое. А сейчас не голодомор?!" — негодовал Мураев.
"Если человек потребляет в среднем два-три кубометра в месяц, то семья из трех человек, которая с мая была без горячей воды, сэкономила 3-3,6 тысячи гривен. Киевляне, которые остались без горячей воды с августа, сэкономили 1,5 тысячи гривен", — говорил заммэра Киева Петр Пантелеев. То есть он гордится тем, что сэкономил каждой семье по 50-100 долларов.
Дальше — хуже
В октябре Россия заявила о прекращении поставок Белоруссии нефтепродуктов сверх потребностей страны. Дело в том, что Минск практически полностью обеспечивает себя продуктами переработки нефти, а излишки, закупленные в Москве, перепродает Киеву. Это стало одной из причин резкого скачка фактических цен на топливо: по подсчетам специалистов, в некоторых регионах — до 22,7%.
Однако ни "Нафтогаз", ни чиновники не намерены решать данную проблему. Вместо этого государственная газовая компания обратилась в правительство с просьбой оказать бюджетную помощь в размере 230 миллиардов гривен (это вдвое больше, чем налоговые перечисления "Нафтогаза" в госбюджет).
Учитывая, что МВФ для предоставления stand-by кредита потребовал принять сбалансированный бюджет к 1 декабря, деньги на поддержку "Нафтогаза" заберут из какой-то другой области. Как показывает практика, сокращение финансирования в первую очередь затрагивает социальную сферу и соответствующие выплаты — пенсии, пособия и компенсации. Но и это еще не все угрозы украинской экономике.
В ближайшие дни станут известны подробности о санкциях, которые Россия вводит против украинских физических и юридических лиц. По словам источников, знакомых с ситуацией, ограничения коснутся более 50 граждан страны и 360 компаний.