Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ
Петр Порошенко отказался продлевать договор о дружбе с Россией. И в очередной раз выстрелил в ногу. Правда, не в свою, а в украинскую.
Суды-то идут
"Разрыв такого договора будет означать очень многое, потому что он лежит в основе, по данным экспертов-международников, 400 соглашений по международному праву, где участвует Украина и Россия, там есть ссылки на этот договор, там есть необходимые обязательства, которые должны выполнять одна и другая сторона", — поясняет украинский политик Виктор Медведчук.
Своя шерсть
Казалось бы, разрыв договора не добавит Порошенко популярности. По словам Виктора Медведчука, договор серьезно облегчал работу украинских "заробитчан" на территории России, защищал их права и гарантировал защиту. "А таких граждан постоянно пребывает от 3 до 4 миллионов ежегодно и они там ищут работу по вине власти, которая не может их трудоустроить здесь, на территории нашей страны", — отмечает украинский политик.
Так что Петру Порошенко гораздо важнее собрать под свои знамена голоса умеренных и радикальных националистов – которые как раз критикуют его за пассивность в отношении Москвы. И естественно, что когда этой осенью украинская власть должна была принимать решение о продлении договора (чей срок действия истек) Порошенко выбрал тот вариант, который от него хотел получить его электорат. Проигнорировав при этом интересы украинского государства.
Рвать так рвать!
"Есть четкая стратегия, мы ее подготовили. Вся договорно-правовая база с Россией будет постепенно переработана — это 100%. Договор касательно Азова (соглашение о совместном пользовании Азовского моря и Керченского пролива – авт.), конечно, он не будет работать в будущем", — заявил Павел Климкин.
В Москве на эти юридические потуги украинских властей смотрят неоднозначно. Некоторые сожалеют о том, что Порошенко рвет базовые соглашения. Другие, наоборот, радуются, и просят Банковую продолжить банкет, поскольку официальный Киев и дальше будет избавлять Россию от отягощающих ее в посткрымском мире обязательств. Например, выход Украины из того же соглашения по Азову и Керчи позволит Москве выставить новые условия прохода украинских судов через принадлежащий теперь России Керченский пролив (на сегодняшний день это требование будет как раз противоречит договору).
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции