МОСКВА, 22 июл — РИА Новости, Альфия Еникеева. Удаление раковых опухолей врачи все чаще поручают роботам. Это не только повышает качество хирургического вмешательства, но и позволяет оказать помощь большему числу больных. Корреспондент РИА Новости побывала на робот-ассистированной операции в ПМГМУ имени И. М. Сеченова и увидела, как медицина будущего становится реальностью.
Оперировать на расстоянии
Сам хирург сидит чуть поодаль, за компьютерной консолью, похожей на высокотехнологический автомат для видеоигр — очки, на которые передается 3D-изображение, джойстики для управления, педали. Врач только вертит рычаги и внимательно смотрит на экран, а все тонкие хирургические манипуляции выполняет четырехрукий робот "Да Винчи": в одной руке у него видеокамера, в трех других — инструменты.
У робота рука не дрогнет
"Конечно, было немного удивительно, что оперирует не человек, а машина. Но я хорошо подготовился, много читал про такие операции, даже специальную литературу. Поэтому страшно не было. Сейчас чувствую себя хорошо, начал потихоньку вставать", — рассказывает пациент.
Операции, выполняемые роботом, не только облегчают реабилитацию и повышают качество дальнейшей жизни, но и позволяют хирургу помочь большему числу онкологических больных.
"Радикальная простатэктомия, то есть удаление предстательной железы, занимает до четырех часов. Представляете, какая это колоссальная физическая нагрузка? Попробуйте четыре часа простоять у хирургического стола. А работа хирурга тонкая, малейший тремор — и все. У робота рука не дрогнет, он все сделает как надо. К тому же у человека не более двух операций в день, а с роботом можно и три, и четыре провести", — подчеркивает уролог.
Роботы в помощь хирургам
Подготовить их могут в Сеченовском университете: тут к роботу подключены сразу две консоли — основная и учебная.
"Мы можем обучать врачей прямо на практике. Это похоже на езду с инструктором. Если коллега теряет контроль над ситуацией, основной хирург вмешивается и переводит управление на себя", — объясняет Михаил Еникеев.
Робот-ассистированные хирургические вмешательства только внедряются в медицину по всему миру. Процесс тормозит сложность управления машинами и их установки, но профессор уверен, что в скором времени проблема разрешится. "Это принципиально иное качество жизни. Я считаю, такой подход нужно максимально транслировать в профессиональное сообщество. Пациент может вести привычный образ жизни, несмотря на сложную операцию и борьбу с серьезным заболеванием, и мы способны ему в этом помочь", — резюмирует он.