СИМФЕРОПОЛЬ, 13 фев — РИА Новости Крым, Алексей Вакуленко. В июне прошлого года в Ялте начала работу уникальная клиника: ее врачи способны вовремя оказать помощь тем, кто, к примеру, на отдыхе в Крыму получил инфаркт. Проблемы с сердцем всегда требуют быстрого реагирования. Несколько часов могут стать решающими. А если приступ случился в южнобережных горах, шанс быть вовремя госпитализированным, даже с помощью санавиации, в спецклинику Симферополя, не говоря уже о высококлассных учреждениях Москвы, оказывается угрожающе минимальным.
"Огромное спасибо, доктор!"
"Мы в Крыму?.." — не перестаем по очереди повторять с фотокорреспондентом Александром Полегенько. Доселе виданный только в кино интерьер поражает чистотой и образцовым порядком. Всё — без преувеличения — блестит: от пластиковой емкости с бахилами при входе (которые, к тому же, не надо покупать) до пола в операционной.
Минуя регистратуру и холл на первом этаже, спускаемся на цокольный этаж, где располагается блок администрации. Остановившись у одной из дверей, заместитель главврача центра по медицинской части Дмитрий Филипьев подносит к электромагнитному замку карту, дергает дверную ручку и, пропуская вперед, приглашает войти. В кабинете нас встречает главный врач Юрий Труба. Знакомясь, он уточняет, что центр был построен в рамках федеральной целевой программы по развитию здравоохранения в Крыму.
— Было определено, что на этом этапе необходимо возведение такого многопрофильного центра для оказания медицинской помощи, в первую очередь, по профилю "кардиология", "сердечно-сосудистая хирургия" и "травматология-ортопедия", — рассказывает Юрий Труба. — Это наши базовые направления. Также было принято решение в центре обеспечить высокоспециализированную консультативную помощь жителям республики, помогая при этом первичному звену — поликлиникам, больницам. Из них сейчас могут направлять к нам на консультации пациентов.
По словам главврача, именно в центре впервые в Крыму начали проводить протезирование коленных суставов.
— Что касается сердечно-сосудистой хирургии, то эндоваскулярные вмешательства на коронарных сосудах при таких острых заболеваниях, как инфаркт миокарда, нестабильная стенокардия, в Крыму проводились в Симферополе и Севастополе. В то же время на Южном берегу Крыма пациенты не могли получить такой вид помощи. Внедрение в работу нашего сосудистого рентген-хирургического блока позволило оказывать такую помощь в этой части республики, — говорит главный врач.
— За время работы у нас было проведено более 600 операций, в том числе около 300 стентирований и около 100 операций по установке эндопротезов тазобедренных и коленных суставов, — уточняет замглавврача Дмитрий Филипьев и добавляет, что количество больных, нуждающихся в таких операциях, в Крыму колоссальное.
Главный врач в свою очередь поясняет: если у пациента установлен диагноз на амбулаторном этапе, ему ничего больше не нужно, кроме направления по форме 057-у, чтобы получить лечение в центре.
— Он приходит сюда на консультацию, например, к травматологу-ортопеду, тот оценивает его состояние, — говорит Труба. — Если такой пациент готов к операции, мы его тут же ставим в очередь, и в ближайшее время он оперируется. Если ему не хватает необходимых обследований, расписывается план подготовки, пациент обследуется в своей поликлинике и приходит к нам обследованный. Если мы видим, что пациент готов, а ему не хватает КТ (компьютерная томография — ред.) и МРТ (магнитно-резонансная томография — ред.), мы их проводим своими силами.
— Если у туриста возникает необходимость в помощи наших специалистов, он обращается по полису ОМС в наш центр, как и в такой же центр в любом другом регионе России, и получает помощь, консультативную или оперативную, — заверяет главврач. — Надо сказать, что со "скорой помощью" у нас отработан механизм, который работает как часы. И, к примеру, время от поступления в центр пациента с острым коронарным синдромом до установки ему стента занимает менее 40 минут. Больного сразу поднимают в реанимацию, там специалисты борются со всеми его осложнениями, стабилизируют состояние и подают на стол.
Госсовет утвердил меры социальной поддержки медработников в селах >>
Заместитель главного врача по медчасти Дмитрий Филипьев говорит, что за время работы в центр поступило около 120 больных с острым коронарным синдромом, причем треть из них — туристы, прибывшие в Крым на отдых:
— Приехал пациент на своей машине из Орла. В тот же день, под вечер, с кардиальными болями поступил к нам — инфаркт миокарда. Вернулся на родину, все хорошо. Эсэмэски присылал: "Огромное спасибо, доктор!"
"Кинотеатр" для хирургов
Вместе с руководителями центра переходим в зал для видеоконференций. Системный администратор выводит на экран видеотрансляцию. Картинка с операционным столом и лежащим на нем пациентом сменяется рентгеновским видеоизображением сосуда последнего, которое обеспечивает специальная установка (ангиограф). Филипьев поясняет, что мы наблюдаем за ходом операции по стентированию артерии.
Как известно, для восстановления проходимости сосуда в него вводится специальный баллон, который затем раздувается и тем самым "отодвигает" в стороны атеросклеротические бляшки или тромбы. После этого в сосуд вводится стент — цилиндрический каркас, способный самостоятельно расширяться и сохранять форму, приданную сосуду. Причем вмешательство производится без разрезов — через небольшие проколы на коже под рентгеновским контролем, и после такой операции на теле не остается шрамов. Что удивительно: спустя сутки после вмешательства пациент, как правило, может идти домой.
— А после того, как ему застентируют эту артерию, пойдет в баню — и с ним все будет хорошо, — улыбается главврач.
— Но в баню ему в принципе не рекомендовано ходить, — продолжает Филипьев.
— Пациенты, как правило, редко прислушиваются к нашим рекомендациям, — полушутя-полусерьезно вздыхает Труба.
— Ну почему же? Прислушиваются и даже выполняют. Потом, правда, шалить начинают, — признает коллега.
На стене неподалеку от монитора — чеканная икона Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), не только архиепископа Симферопольского и Крымского, но и выдающегося врача, автора знаменитых "Очерков гнойной хирургии".
Не могу сдержать любопытства:
— На волю Божью в работе часто приходится полагаться?
— Без Бога никуда, но трудиться мы должны за счет умения, — заявляет Филипьев. — Потому что если будем полагаться только на волю Бога, то, я прошу прощения, гнать нас надо поганой метлой из медицины.
В Крыму за три месяца вертолет санавиации эвакуировал более 100 пациентов >>
Не без Божьей помощи, надо полагать, минувшей осенью в центре провели первую в Крыму операцию по эндопротезированию аорты при аневризме. Возраст пациентки впечатляет: 93 года!..
С момента открытия центра в зале, где мы находимся, провели две масштабные видеоконференции с участием ведущих крымских специалистов.
— Первая, "Кардиология от А до Я", — по всем направлениям современной кардиологии и эндоваскулярной хирургии, — рассказывает заместитель главного врача. — На этом мероприятии шла трансляция из операционной. Причем в ней были как плановые пациенты, так и несколько с инфарктом миокарда. Тяжелые пациенты были, справились хорошо. И с нами на связи были ведущие специалисты Крыма, тот же главный внештатный кардиолог республиканского Минздрава Валерий Садовой, главный внештатный кардиохирург Гаттас Ризк, все кардиологическое сообщество Крыма и Севастополя. Вторая конференция, по эндоскопической хирургии, была еще более широкая: задействовали пять операционных по стране. У нас было две операции и параллельно четыре в Москве. Конференция транслировалась на профильных каналах в YouTube.
"Хирургия — творческая профессия"
Дмитрий Филипьев ведет нас в раздевалку. Оттуда, облачившись в привычную для хирургов "спецовку", направляемся в оперблок. По пути заглядываем в палату реанимации, куда после эндоваскулярной операции помещают пациентов.
— Туалет в реанимации не хотите снять? А зря! — проходя бросает фотокорреспонденту один из врачей.
Без колебаний коллега принимает замечание как руководство к действию. Уборная оборудована душевой кабинкой.
Из палаты направляемся в помещение, за которым — операционная. У входа стоит стол, на нем монитор, где отображается ход операций. Завотделением рентгенохирургических методов диагностики Сергей Сергеев, который только что фактически продлил жизнь 78-летнему крымчанину, сходу включается в беседу.
Пересматривая фрагменты видеозаписи проведенной операции, врач попутно замечает:
— Вообще, это роботизированный ангиографический комплекс, с таким программным обеспечением три аппарата на всю Россию. У него много функций, основные задачи — лечение нейрохирургических больных, есть функции, которые позволяют работать на головном мозге. Плюс он может работать как томограф, а также оценивает перфузию головного мозга — степень насыщения крови в нем кислородом.
Поблагодарив за внимание, прощаемся и переходим в соседнюю операционную, где звучит приятная музыка и вот-вот врач-травматолог-ортопед Рустам Каримов приступит к установке пациенту протеза правого тазобедренного сустава.
— Мы в основном проводим операции по замене коленного и тазобедренного суставов, — рассказывает он. — Собираемся расширять список операций, планируем ввести артроскопию коленного сустава и операции на переднем отделе стопы при вальгусной деформации, плоскостопии.
— Смотря какая деформация. Иногда бывает, что лучше сделать операцию вовремя, нежели поздно, потому что эффективность будет абсолютно разная, — объясняет врач.
В прошлом году Каримов, по собственному признанию, "умудрился" за два месяца установить около 90 эндопротезов: более 60-ти тазобедренных и более 20-ти коленных. В этом году, говорит он, в центре планируется поставить около 200 тазобедренных и около 50-70-ти коленных.
Под гитарный аккомпанемент со словами "Хирургия — творческая профессия" врач берет скальпель и приступает к работе. Прежде чем выйти, желаем ему творческих успехов, каждым из которых измеряется человеческая жизнь.