Какова динамика и особенности сбора налогов в Крыму, когда крымчане будут платить налоги на землю и имущество, как будут бороться с недобросовестными участниками свободной экономической зоны и о многом другом в интервью РИА Новости Крым рассказал руководитель управления Федеральной налоговой службы России по Республике Крым Роман Наздрачев.
– Роман Борисович, как известно налоги составляют основную часть доходов бюджета. Какова динамика сбора налогов в Крыму в этом году по сравнению с предыдущими периодами?
Большая часть поступлений составляет налог на доходы физических лиц. Мы сумели обеспечить прирост этих сборов на 13% в сравнении с прошлым годом. На 58% выросли поступления по налогу на совокупный доход. Это свидетельствует о росте доходов организаций в Республике. По налогу на имущество у нас наблюдается рост на 38%. Это в свою очередь говорит о росте инвестиций в нашем регионе. Экономика развивается, имущества и основных средств в Крыму становится больше, соответственно, растет база налогообложения и сами поступления.
– Какие из собираемых в Крыму налогов остаются в регионе, а какие уходят в федеральный бюджет?
– Существует ли разница в налогообложении между Крымом и остальными субъектами РФ, как по видам налогов, так и относительно размеров ставок по различным видам сборов?
– По видам налогов особенностей у Крыма практически нет. С самого первого дня регистрации управления Федеральной налоговой службы в Крыму здесь было введено действие налогового кодекса Российской Федерации. Все прописанные в нем налоги администрируются в Крыму, за исключением земельного налога и налога на имущество физических лиц. Как только будут приняты соответствующие законодательные акты, мы будем готовы собирать эти налоги. По остальным налогам никаких отличий с материковой частью страны у нас нет.
– Вы упомянули о пока еще не взимаемых в Крыму налогах на землю и имущество физических лиц. Когда планируется ввести администрирование этих платежей?
– В этой ситуации далеко не все зависит от нас. База по этим налогам в Крыму будет формироваться Госкомитетом по государственной регистрации и кадастру. Когда они будут готовы сообщить нам сведения для определения налоговой базы по этим сборам и когда будут приняты соответствующие субъектовые законы, мы будем администрировать эти налоги. По предварительным оценкам, земельный налог будет введен в 2018 году. Это значит, что обязанность по его оплате для крымчан возникнет не раньше 2019 года. Что касается налога на имущество физлиц, то почти со стопроцентной вероятностью могу сказать, что он не будет введен в 2018 году. Как бы там ни было, ставки по этим налогам в Крыму будут на уровне Российской Федерации. Средства от этих поступлений будут оставаться в бюджете Республики.
– Прежде всего, это налог с имущества нерезидентов Российской Федерации. Мы понимаем, что в Крыму осталось очень много имущества украинских физических лиц и организаций, которые им до сих пор обладают. Это право сохранено за ними по законам переходного периода. К сожалению, в связи с тем, что это имущество не было оценено соответствующим образом, взимать эти налоги мы пока не могли. Очень надеемся, что Госкомрегистр нам в этом поможет. Соответствующие контракты по этому поводу заключены. Мы получим базу для налогообложения этого имущества и будем получать дополнительные средства в наш бюджет.
– Меньше недели осталось до окончания срока уплаты транспортного налога. Каких результатов удалось добиться крымскому управлению ФНС по администрированию данного налога?
Напомню, что транспортный налог обязателен к уплате владельцами транспортных средств на территории Республики Крым. Формируется он следующим образом: мощность двигателя в лошадиных силах умножается на ставку налога, которая отдельно предусмотрена для той или иной мощности двигателя, и умножается на количество месяцев владения транспортным средством. Также учитывается год выпуска автомобиля.
Хочу обратиться к крымчанам: если у вас есть транспортное средство и вам не пришло уведомление об уплате транспортного налога, обязательно нужно обратиться в налоговые органы, чтобы вам рассчитали сумму этого налога.
– Сегодня в парламенте Крыма рассматривается законопроект о повышении ставок транспортного налога. В связи с чем возникла такая необходимость и кого коснется это повышение?
– Проведенный нами анализ показал, что в Республике Крым достаточно дорогих автомобилей, и их собственники совершенно безболезненно могут уплачивать транспортный налог в бо̀льших размерах. Поэтому налоговая служба выступила с инициативой повысить со следующего года ставки транспортного налога именно на большие, дорогие автомобили с мощностью двигателя более 150 лошадиных сил. К этой категории относится порядка 20% всех зарегистрированных в Крыму транспортных средств. Повышение транспортного налога на эти автомобили принесет в бюджет дополнительно 200-300 миллионов рублей. На машины с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил повышать налог не планируется.
– Когда участвующая в реализации ФЦП та или иная организация получает средства по заключенным контрактам, растут ее доходы и, соответственно, возрастает база для исчисления налога. Поэтому мы понимаем, что когда организация будет реализовывать какой-то проект, она будет привлекать дополнительных людей, выплачивать им зарплату. Соответственно растет база для налогообложения НДФЛ. Этот налог оплачивается по месту нахождения рабочей силы. То есть в Крым сейчас приехали работать люди с материковой части страны, они получают здесь зарплату и собранный с их доходов налог остается в Крыму. Это хорошо. К примеру, только за счет того, что налоговые органы зарегистрировали здесь обособленные подразделения крупных организаций с материковой части России, сбор НДФЛ в Крыму в 2016 году увеличился более чем на 5 миллиардов рублей.
Поэтому наша задача, чтобы эти организации как можно больше официально декларировали свои доходы.
В целом оценивать реальный плюс по налогообложению от реализации ФЦП в Крыму пока еще рано. Многие проекты еще не реализованы. Когда объекты будут построены и введены в эксплуатацию, тогда возникнет база, и мы сможем ожидать значительных дополнительных налоговых поступлений.
– К сожалению, эта проблема очень актуальна. Да, мы наращиваем базу налогообложения, и сами плательщики обеспечивают значительный рост начислений. Но, к сожалению, не все понимают, что надо не только начислять, но и уплачивать. В больших должниках у нас числятся государственные и муниципальные унитарные предприятия. Наибольшие долги – у предприятий Феодосии, Бахчисарая, Симферополя и Ялты. Эти регионы могут похвастаться достаточно высоким уровнем внутреннего валового продукта и ростом доходов, но именно в этих регионах ГУПы и МУПы выходят на первые места по долгам. Большую долю задолженности составляют платежи по страховым взносам. Это выплаты с заработных плат, которые производятся сотрудникам. То есть либо эти предприятия не выплачивают зарплату своим работникам, что еще хуже, либо они что-то не доплачивают в бюджет.
– Какие меры будут предприняты в отношении этих структур, если они не рассчитаются с налоговыми долгами?
– На начальном этапе рассылаем им предупреждения, уведомления и требования. Если это не принесет результата, выставим кассовое поручение и закроем счета, пока налоговые платежи не будут погашены. Тогда производить какие-либо действия со своими же деньгами плательщики не смогут. Не хотелось бы прибегать к таким мерам, но выбора у нас нет.
– На сегодняшний день участниками СЭЗ являются более тысячи инвесторов. Это организации, индивидуальные предприниматели. Они активно пользуются налоговыми преференциями, которые даны им в рамках СЭЗ. Наш анализ показывает, что особенно активно преимущества этого режима использует мелкий бизнес. Он составляет более 70% от общего числа участников СЭЗ. Эти организации задекларировали объемы капитальных вложений на уровне до 10 миллионов рублей за три года. Средний бизнес с объемом капитальных вложений от 10 до 50 миллионов рублей составляет около 20% участников СЭЗ, и около 3% составляет крупный бизнес.
– Недавно министр экономического развития Крыма заявил, что многие участники СЭЗ пытаются использовать налоговые преференции для создания индивидуальных оффшоров. Как налоговые органы могут противостоять этим процессам?
Прямого механизма, позволяющего наказывать недобросовестных резидентов, у нас нет. Но мы будем использовать все предоставленные нам законодательством мероприятия налогового контроля, чтобы наказывать таких участников СЭЗ. В частности, мы будем доказывать получение плательщиками необоснованной налоговой выгоды. Это достаточно сложный процесс, но мы готовы на это пойти. Мы тесно взаимодействуем с Минэкономразвития Крыма в этом вопросе. Совместно мы будем добиваться исключения всех недобросовестных резидентов из списка участников СЭЗ.