В мае 2016 года Следственный отдел Управления ФСБ России по Республике Крым и Севастополю возбудил уголовное дело в отношении Ильми Умерова по статье УК РФ "публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершенные с использованием СМИ". В августе этого года Умерова поместили в отделение стационарной судебно-психиатрической экспертизы для лиц, не состоящих под стражей. После чего в украинском медиапространстве начали множиться комментарии и заявления об Умерове как о насильно заключенном в лечебницу.
По словам подозреваемого, следователь предлагал ему пройти амбулаторную судебно-психиатрическую экспертизу. Однако Умеров сам от нее отказался.
"В палате я не один, нас четверо. Но меня это устраивает. Я не хочу находиться в палате один, мне предлагали медики […]. Условия, в которых я нахожусь, я думаю, лучше быть просто не могут […]. К персоналу у меня претензий нет, все очень корректно. Еще мне разрешено пользоваться служебным туалетом", – рассказал он.
По словам Ильми Умерова, питается он только той едой, которую приносят ему родственники. Видеться с родными и пользоваться телефоном ему также разрешено.
Умеров также рассказал о том, что имеет два паспорта (российский и украинский) и получает пенсию по российскому законодательству.
По словам Ильми Умерова, после возбуждения уголовного дела он находится под подпиской о невыезде. Однако следствие разрешало ему выезжать за пределы Бахчисарайского района.
"Да, я не мог выходить за территорию Бахчисарайского района. Если мне надо приехать, например, в Симферополь, я просто должен предупредить следователя в телефонном режиме. Я ездил по Крыму, мне в этом ни разу не отказали", – сказал подозреваемый.