СИМФЕРОПОЛЬ,14 мар — РИА Новости (Крым). Каменка — район в пригороде Симферополя. Практически все местные жители работают в крымской столице. Корреспондент РИА Новости (Крым) пообщался с жителями и выяснил, что изменилось в их жизни за два года Крыма в России.
Территория нереализованных программ
23 года, пока Крым был в составе Украины, Каменка была разменной монетой, территорией пустых обещаний. Учитывая, что подавляющее большинство жителей крымские татары, политики или люди, стремящиеся в политику, считали, по-видимому, делом чести приехать в район и наобещать гору благ, манипулируя национальным вопросом. Жители района терпеливо слушали, радовались каждому куску асфальта, который положил очередной стремящийся во власть политик, и с нетерпением ждали увеличения площади нового дорожного покрытия и обещанный газ.
Но с места ничего не двигалось, очередной кусочек асфальта за четыре года приходил в негодность, а на его место укладывался новый "депутатский" участок ровной дороги вместе с порциями обещаний.
"Раньше была только болтовня, нищенское финансирование. Одни сказки. Асфальт 20 лет укладывали по кусочку. Как выборы в депутаты горсовета, так кусочек положат, а через три месяца один дыры остаются", — рассказывает Алим Талипов, председатель территориального общества самоуправления микрорайона Каменка-Хошкельды, стоя возле так называемой "маленькой школы", места, где дети учатся до третьего класса.
Микрорайон компактного проживания крымских татар стал рекламной площадкой для множества украинских политиков и деятелей разных уровней.
"Много кто сюда приезжал. Когда Людмила Ющенко приезжала, дорогу всю щебнем засыпали, разровняли. Такую показуху устроили… Но тогда так было, время было такое", — смеется Алим.
23 года в ожидании газа
В школе, возле которой мы стоим, шесть классов, все младшие. Это филиал общеобразовательной школы №42. Здесь полностью заменили крышу. Все средства выделило государство. В основном здании школы тоже произошли разительные изменения.
"Практически все стеклопакеты заменили, видеонаблюдение ставят, перестелили кровлю. Сейчас закупается много оборудования — компьютеры, бойлеры. Мебель меняют. В программе будут установлены турникеты, шлагбаум, уже купили новые прожекторы. Все средства выделены из города и за счет федерального бюджета. Это все была острая необходимость. При Украине с финансированием был полный крах", — признается Алим.
"В прошлом году мы закончили газопровод. Первый участок с горем пополам был запущен при Украине. После вхождения в состав России мы немного приостановились — не понимали кто и чем заведует. Обратились к Руслану Бальбеку. В течении трех дней после этого привезли трубы, приехала техника. С сентября по март подключили два участка — 900 домов, 27 километров труб. Все одним махом. Кроме того, у нас решили пустить маршрутку вглубь района, сделать отсыпку щебнем по пути ее следования", — рассказывает председатель территориального общества самоуправления микрорайона Каменка-Хошкельды.
О Рефате Чубарове и Мустафе Джемилеве, людях, которые некогда занимались "реабилитацией крымских татар" через незаконный меджлис, председатель территориального общества самоуправления микрорайона Каменка-Хошкельды говорит неохотно.
"Да не хочу я о них даже вспоминать. Я с ними тягался, и в итоге никакой помощи не добился, Бог им судья!", — отмахивается Алим.
Мусма Абдуловна, управляющая одним из продуктовых магазинов района, говорит, что уже давно все переоформила и нормально работает, никакого прессинга со стороны государства нет. А вот Украина "передала последний привет".
"Мы перешли нормально и ничего плохого я не видела. Политики что-то делят, нам — простому народу — делить нечего. Мы спокойно работаем, нас никто не терроризирует. Проверки были, но я работаю нормально и меня никто не дергает. Единственное, от блокады (энергоблокада Крыма со стороны Украины — ред.) мы пострадали. Они сделали хуже. Мы купили генераторы, тратились на бензин. Терпели не только крымские татары, но и другие национальности — мы все в равных условиях", — говорит Мусма Абдуловна.
Духовная пища
У имама мечети Хошкельды Энвера Акиева на будущее большие планы — строительство новой мечети.
"Помещение под нашу мечеть было выкуплено уже давно. Прихожан много, нам помещения недостаточно. Мы получили еще при Украине участок, на котором хотим построить новую мечеть. Сейчас уже мы собрали деньги, загородили участок и готовится госакт. Нам очень помогает Крымский Муфтият", — рассказывает молодой имам.
"Очень много людей из моих учеников поехало в Хадж. А ведь многие из них не могли себе этого позволить. В итоге, большинство поехало бесплатно, часть получила хорошие скидки. Помогли с ускоренным получением загранпаспорта. Надеюсь, что в будущем нам так же будут оказывать поддержку", — говорит Энвер.
Сейчас в Каменке ведутся проектно-изыскательские работы для строительства детского сада, который тут, по мнению руководства района, просто необходим. Средства ждут из госбюджета.
"У нас очень много молодых мам в последнее время. Поэтому и детский сад нужен, хотя бы на 380 мест. Для понимания: детей в школе было 700, а сейчас почти 1000", — рассказывает Алим.
Уже сделали
Решался и вопрос с землей. Так, вместо того, чтобы сравнять с землей "поляны протеста", как это пытались делать при Украине, крымским татарам помогли узаконить эти земли или получить взамен другие.
Строительство соборной мечети в Симферополе. Сюжет РИА Новости (Крым) >>
Одним из основных радостных событий для всех мусульман Крыма стало строительство Соборной мечети в Симферополе. Монументальное сооружение уже строится и сможет вмещать в главном молельном зале 1500 мужчин и 900 женщин. До начала строительства Соборной мечети культовое сооружение было возведено в Белогорске. Строительство этого объекта началось еще в 2013 году.
Также один из главных шагов в сторону сохранения крымско-татарского языка и культуры — создание национального телеканала и радио, работа которых стартовала в прошлом году.