Мог ли Амет-Хан Султан стать генералом? Историк о судьбе героя

Амет-Хана Султан

СИМФЕРОПОЛЬ, 1 фев – РИА Новости Крым. Дважды Герой СССР Амет-Хан Султан после Великой Отечественной войны не построил военную карьеру, но стал одним из лучших в стране летчиков-испытателей. Как сложилась жизнь Амет-Хан Султан в эфире радио "Спутник в Крыму" рассказал доктор исторических наук Владимир Поляков.

Доктор исторических наук, профессор кафедры истории Крымского инженерно-педагогического университета им. Ф.Якубова Владимир Поляков

Жизнь выдающегося летчика могла бы сложиться по-другому, если бы он открыто не заступался за депортированный в 1944 году крымско-татарский народ. Он мог бы называть себя лакцем (лакцы – один из коренных народов Северного Кавказа), так как его отец был дагестанцем, но упрямо причислял себя к крымским татарам, считает историк.

"У него была непростая этническая ситуация. Он родился в Крыму, хотя его отец был из Дагестана. В Советское время часто говорили, что он не крымский татарин. Возможно, если бы не было ситуации с депортацией крымско-татарского народа, он бы говорил, что по отцу – лакец. Но когда народ оказался в беде, он везде говорил: "Перестаньте, я крымский татарин". Я убежден, если бы он пошел по пути военной карьеры, он бы ничего не достиг, потому что путь в высшее общество для крымских татар был закрыт. Он бы не стал генералом", - выразил мнение профессор кафедры истории Крымского инженерно-педагогического университета им Февзи Якубова Владимир Поляков.

Проект памятника дважды Герою Советского союза Амет-Хану Султану, который будет установлен в Симферополе
Проект утвержден: каким будет памятник Амет-Хану Султану в Симферополе

В ВОВ 63 авиатора стали дважды Героями СССР. Практически все из них после войны построили блестящую карьеру, став генералами. Но Амет-Хан выбрал другой путь и стал летчиком-испытателем, хотя им звание выше полковника не дают.

"Он был лучшим из лучших в Советском союзе, король вылетов. После войны его представляли  к званию Героя СССР третий раз, но потом говорили: "Куда еще третья награда" и меняли ее то на Сталинскую премию, то на другой орден", - отмечает эксперт.

Некоторые специалисты считают, что Амет-Хан был человеком упрямым и мог позволить себе даже отказаться от выполнения задачи, однако некоторые факты историкам так и не удалось выяснить.

"Есть легенда, что ему дали задание, а он написал: "Моя вдова против". То есть летчик отказался выполнять задачу. Главный конструктор злился, но разделил полет на две части. Амет-Хан выполнил первую часть полета, и когда сел, то обнаружился недостаток в машине. Если бы полет не разорвали на два задания, то самолет бы рассыпался", - говорит Поляков.

Амет-Хан Султан родился 20 октября 1920 года в Алупке. Окончил железнодорожное училище в Симферополе, учился в аэроклубе, работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. В годы Великой Отечественной войны совершил 603 боевых вылета, в 130 воздушных боях лично сбил 30 самолетов противника и 19 авиамашин разбил в групповых воздушных сражениях. За подвиги был награжден высшими наградами и орденами, в числе которых Золотая Звезда Героя Советского Союза (дважды), ордена Ленина (трижды), Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды. После войны работал летчиком-испытателем Летно-исследовательского института в Жуковском.

В Крыму рассматривают возможность установки двух памятников Амет-Хану Султану>>

 

Радио
Загрузка...
Популярное
18:2103.08.2020Технически возможно: на Украине высказались о подаче воды в Крым
15:0103.08.2020Стало известно, кто из чиновников Крыма зарабатывает больше всех
00:0004.08.2020Какой сегодня праздник: 4 августа
13:3103.08.2020В Севастополе ребенок родился на пол: больница заплатит 3 млн
21:5903.08.2020"Крымпупизм": психолог объяснила причину жалоб крымчан на туристов
11:3303.08.2020Среди зараженных - турист: сводка по коронавирусу в Севастополе
Эфир
Наверх