Алексей Вакуленко, корреспондент РИА Новости Крым
В воскресенье в горах над Алуштой будут возносить в небо праздничные песнопения. Тысячи паломников, преодолев 15 километров узкой извилистой горной дороги, традиционно съедутся в мужской монастырь святых бессребреников Косьмы и Дамиана на престольный праздник — День памяти мучеников, имена которых тот носит. Обитель расположена на высоте 800 м над уровнем моря в центральной котловине Крымского природного заповедника. Поистине надмирное местоположение только усиливает ее горний, то есть возвышенный, характер.
В канун праздника корреспонденты РИА Новости Крым побывали в Косьмо-Дамиановском монастыре, по нижнему двору которого протекает одноименный целебный источник, чья вода — не иначе как по милости Божией, уверены монахи — творит чудеса.
Каменная вера на века
"Часовню немецко-фашистские войска взрывали несколько раз, — продолжает монах. — Но она устояла, хотя все деревянные конструкции были уничтожены взрывом".
К престольному празднику в часовне установят новые двери, которые пока приставили к фасаду здания, прямо у входа. "Старые сгнили", — поясняет отец Макарий.
Не скрывая радости, монах рассказывает, как пожелавший остаться неназванным бизнесмен из Москвы оплатил установку на часовне медной кровли и пола с подогревом внутри. "Если бы в 2016 году в это время мы открыли бы часовню, она была бы как ледник", — говорит он и добавляет, что московский благодетель, бизнес которого по иронии судьбы связан с водой, несколько лет назад исцелил стремительно усыхавшую руку после того, как испил воды из местного источника и омылся ею.
Продолжая экскурсию по возрождаемому монастырю, монах Макарий вспоминает, что помимо подпорных стен и часовни еще сохранилась каменная лестница из шестидесяти ступенек, что в свое время вела к храму Преображения Господня, и тут же предлагает по ней подняться наверх. Сегодня она приводит к одному из построенных после Великой Отечественной войны домиков, где проживали сотрудники заказника Крымского заповедника. У входа в небольшой одноэтажный дом до сих пор можно увидеть фрагмент фундамента храма, здание которого при отступлении в 1944-м уничтожили гитлеровцы, всячески стремясь выжить из заповедных лесов непокорных партизан.
Струящаяся святыня
"В 80-х годах он увлекался наркотиками, — говорит монах. — Печень стала распадаться. Врачи, обследовав, сказали откровенно: медицина тебе не поможет". Приговоренный врачами инвалид приехал в монастырь, где обливался водой из источника и пил ее. "Теперь приезжает сюда раз в квартал вместе с супругой, делает пожертвования, — отмечает отец Макарий. — Врачи поставили вопрос о снятии с него инвалидной группы".
Другая история в прямом смысле "шуточная". Случилась она с ведущей, по словам монаха, богемный образ жизни молодой москвичкой, которой поставили диагноз "бесплодие".
По предложению наместника неспешно идем к храму. Остановившись вблизи церквушки, созданной в некогда двухместном домике для сотрудников заказника Крымского природного заповедника, отец Амфилохий рассказывает, почему обитель носит имя святых бессребреников Косьмы и Дамиана.
"В этом году мы будем праздновать 1735 лет со времени их мученической кончины и с момента образования источника, — говорит он. — По преданию, бывшие братьями святые бессребреники были воспитаны в христианской традиции и, выучившись врачебному искусству, при лечении людей поняли, что им в исцелении больных помогает Бог. На крымской земле они отбывали каторгу (в Херсонесе обнаружены свидетельства их прибытия на полуостров). Однако в Риме нашлись высокие благотворители, которые их выкупили и вернули назад. Когда они уезжали отсюда, каторжане спросили, кто же теперь их будет лечить. В ответ целители помолились — и из-под земли забили два источника: один назвали Косьмой, другой — Дамианом. Они сходятся в одно русло под часовней".
Иконы, орхидеи и молитвы
Вторая святыня — икона Божией Матери "Иерусалимская". "Ее обители подарили монахи афонского Пантелеймонова монастыря в 1907 году, — рассказывает наместник. — Каким-то образом монашки, которых в 1926 году изгнали отсюда, просто забрали эти реликвии с собой (открывшийся в 1857 году монастырь сначала был мужским, а затем женским — авт.)". Спустя десятилетия икону вернул в обитель протоиерей Иаков Жила, который служил в Свято-Петропавловском соборе в Симферополе и был настоятелем Свято-Николаевского храма в Евпатории. "Его семья каким-то образом сохранила эту икону, — продолжает отец Амфилохий. — А икона Косьмы и Дамиана оказалась у одного протоиерея. Владыка Лазарь, когда узнал об этом, попросил его передать ее монастырю".