Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ
Украина наконец-то сумела привлечь внимание Евросоюза к проигрышной для Киева ситуации в Азовском море. К сожалению, для Петра Порошенко, вниманием европейское участие и ограничится. Если, конечно, Киев не устроит провокацию.
Законно, но неправильно!
"Шесть месяцев назад Россия начала применять новый режим проверок грузовых судов, идущих из украинских портов в Азовском море, или которые направлялись к ним. Эти проверки привели к длительным задержкам, которые резко увеличились в течение последних месяцев. Это непосредственно влияет на транспортные расходы не только для украинских экспортеров, но также для судов, которые ходят под флагами стран-членов Европейского Союза", — отметила еврокомиссар по внешней политике Федерика Могерини. По ее словам, проверки проходят параллельно с "милитаризацией" Азовского моря. Естественно, силами Российской Федерации – по данным украинских пограничников, в акватории уже сосредоточено 120 кораблей и катеров РФ.А Европарламент пошел еще дальше. Он обвинил Россию аж в попытках захватить Азовское море и сделать его "российским внутренним озером". Депутаты хотят, чтобы лидеры стран-членов ЕС потребовали от Москвы "прекратить дискриминационные инспекции" и, если необходимо, применили санкции.
Дружеский толчок
И вот тут уже возникает украинский интерес. Неправомерная, политически ангажированная реакция Брюсселя и отказ Москвы выполнять эти требования дают Порошенко возможность изменить невыгодный для него статус-кво в Азовском море.В Киеве вмешательство брюссельских политиков было встречена с ликованием – в ней увидели возможность как-то изменить невыгодный для украинских властей статус-кво на Азове. "У России земля и море должны гореть под ногами", — говорит представитель президента Украины в Верховной Раде Ирина Геращенко. "Евросоюз совместно с Украиной будет противостоять ползучей аннексии Азовского моря Россией и нарушениям свободы навигации, — заявил сам Петр Порошенко. – Надеюсь на дальнейшую имплементацию этих инициатив институтами ЕС, а также государствами-членами. Я буду координировать дальнейшие совместные акции по защите украинских национальных интересов в ходе грядущих встреч с европейскими лидерами".
Да, казалось бы, последнее просто невозможно. Заходы военных кораблей третьих стран в акваторию Азова регулирует п.3 ст. 2 российско-украинского Соглашения об Азовском море и Керченском проливе, согласно которой эти корабли "и другие государственные суда третьих государств, эксплуатируемые в некоммерческих целях, могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются с визитом или деловым заходом в порт одной из Сторон по ее приглашению или разрешению, согласованному с другой Стороной". То есть, проще говоря, без разрешения России ни одно некоммерческое судно с некоммерческой целью, ходящее не под российским или украинским флагом, в Азов не войдет. И Сергей Лавров уже заявил, что Москва не даст Киеву разрешение на учения с НАТО в Азовском море.
Если же Украина разрывает соглашение, то Керченский пролив (оба берега которого теперь являются российскими) теряет статус "внутренних вод России и Украины" и переходит в российскую юрисдикцию. Тогда решение о проходе будет принимать только Россия, без консультаций с кем-то. Однако лишь де-факто. Де-юре, с точки зрения Украины и абсолютного большинства стран мира, крымский берег Керченского пролива принадлежит Украине, а значит, сам пролив является нейтральными водами. И иностранные корабли через него могут проходить свободно. Таким образом, создаются неплохие условия для военной провокации. О чем в Москве уже предупреждают европейских партнеров. "Пружина будет сжиматься до тех пор, пока не разожмется. Главное, чтобы эта пружина не дала в лоб Европе" — говорит первый зампредседателя Госдумы по обороне Александр Шерин. И теперь вопрос в том, достаточно ли протрезвела Европа в украинском вопросе для того, чтобы услышать и осознать это предупреждение и не получить пружиной в лоб или в другое место.Мнение автора может не совпадать с позицией редакции