СИМФЕРОПОЛЬ, 4 фев — РИА Новости Крым. О том, что Ялтинская конференция лидеров стран антигитлеровской коалиции, начавшая работу ровно 73 года назад, заложила фундамент современных международных отношений, сегодня не знает, пожалуй, только ленивый (и, как следствие, не любознательный). Вне границ геополитической драмы, которую неделю без малого день за днем разыгрывала Большая тройка за круглыми столами переговоров, оказалась жизнь персонажей второго плана, весьма насыщенная и по-своему любопытная.
Уборная для "Д. Д."
"На некоторых были надеты каракулевые папахи, на других — фуражки с ярко-зеленым, голубым или красным верхом, — пишет он в своей книге "Последние дни Рейха". — Каждый охранник брал "на караул", когда лимузин проходил мимо них. Анна Беттигер потянула отца за рукав. "Посмотри, — сказала она с изумлением. — Как много среди них женщин!" На перекрестках стояли девушки в форме, у каждой в руках красный и желтый флажки. Если дорога была безопасной, то девушка давала сигнал желтым флагом, затем засовывала оба флажка под мышку и лихо отдавала честь правой рукой. Все это произвело впечатление на американцев, и они теперь были уже более уверены в безопасности своего президента".
Юрченко: Ялтинская конференция — компромисс, обеспечивший мир >>
Сын Рузвельта Эллиот позже в своих мемуарах рассказывал о том, что в Ливадии американскую делегацию встретила Кэтлин Гарриман. "Все делегаты были очень утомлены; они приняли ванну, пообедали и отправились спать", — отмечал он.
Помогавшая Анне Кэтлин Гарриман в письме тогдашней невестке британского премьер-министра Уинстона Черчилля Памеле Черчилль признавалась, что одним из недостатков здания Ливадийского дворца был дефицит туалетов, который вызывал немалое недовольство у поселенной там делегации и однажды затронул даже самих руководителей трех держав. В один из дней конференции во время перерыва в заседании Сталин, которого на Западе называли "Дядюшкой Джо", быстрым шагом вышел из конференц-зала в поисках уборной.
"Д.Д. (Дядюшке Джо) показали туалет, но он сразу вышел — это была умывальная, туалета там не было. К тому времени расположенную поблизости уборную уже занял премьер-министр, и наши ребята из посольства отвели Сталина черт знает куда — вниз по коридору, где был следующий оттуда туалет. В этой неразберихе сталинские офицеры НКВД разминулись, и начался хаос — они начали носиться туда-сюда, перешептываясь между собой. Думаю, они решили, что американцы устроили похищение или что-то в этом роде. Через несколько минут в дверях появился невозмутимый Д.Д. и порядок был восстановлен!"
Крымский Балморал и букет для Клементины
Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль прибыл в Крым также с дочерью. Офицер Женской вспомогательной службы ВВС Сара Оливер-Черчилль не скрывала восторга от полуострова: "Мы тут как сыр в масле катались. Прелесть". Описывая построенный по проекту английского архитектора Эдварда Блора Воронцовский дворец, где разместили британскую делегацию, она упоминала украшавшие стены картины из московских музеев, персидские ковры на полу, крахмальные белые скатерти на столах вкупе с одетыми во фраки управляющими (еще и в белых галстуках!).
Не скрывая восторга от творения великого Блора, один из членов британской делегации даже назвал Воронцовский дворец "Балморалом в готическом стиле". Как известно, Балморал — это шотландский замок на берегу реки Ди в области Абердиншир, частная резиденция английских королей в Шотландии.
Черчилль, который до начала конференции жаловался на место ее проведения, называл Ялту худшим в мире местом, где свирепствует тиф, по прибытии на Южный берег быстро сменил гнев на милость. "Когда мы пересекли горы и спустились к Черному морю, мы внезапно ощутили тепло, яркий солнечный свет. Климат здесь очень мягкий", — признался он позже.
"Красный Крест" Клементины
На полях конференции в личной беседе со Сталиным британский премьер затронул вопрос о помощи английским военнопленным, которые после освобождения Красной Армией из немецкого плена оказались в так называемых лагерях перемещенных лиц, также он вел речь и об их отправке пароходами на родину. Для этого Черчилль предлагал задействовать средства Красного креста, который в то время возглавляла его супруга Клементина.
Вопросы были решены положительно, и уже в апреле 1945-го миссис Черчилль прибыла в Советский Союз. Выполнив все дела, она любезно приняла приглашение представителей советского Красного Креста посетить Крым.
Мурадов: Крым – особое место для российской дипломатии >>
Усиленное питание и медвежий сувенир
С начальником личного штаба Черчилля, первым секретарем НАТО генералом армии Гастингсом Исмеем, назвавшим Ялтинскую конференцию бесполезной в военном и угнетающей в политическом отношении, можно согласиться лишь в одном: в гастрономическом отношении та была несомненно приятной. Советские организаторы встречи начали потчевать высоких зарубежных гостей прямо на аэродроме под Саками, где приземлились самолеты с британской и американской делегациями. Столы с угощением накрыли в установленной там палатке. Американский лидер под предлогом позднего завтрака от посещения палатки вежливо отказался, в то время как Черчилль охотно согласился отведать приготовленные яства. По воспоминаниям адмирала флота Николая Кузнецова, британский премьер "с явным удовольствием угощался русской водкой и икрой".
Исследуя предпочтения советского вождя, историки отмечают, что в 1944-1945 годах "не меньшее значение в кулинарном репертуаре Сталина стала играть общеевропейская дипломатическая кухня, усиленная русскими великолепными закусками из красной и черной икры и соленой и копченой красной рыбы". На этом фоне неслучайным выглядит данный советским лидером 8 февраля обед (правда, назначенный на 21.00), одно из ярких событий конференции.
"Советскими кулинарными "сенсациями" стало, помимо уникальных русских закусок, жаркое из дичи — рябчики, куропатки, тетерева, оленина, лосятина, домашняя птица", — рассказывают историки русской кулинарии Сергей Пушкарев и Оксана Захарова. По их словам, один из участников веселого и непринужденного застолья подсчитал, что в течение четырех часов его участники произнесли 45 тостов и имели возможность отведать 20 блюд.
По словам ветерана спецслужб, насчет кулинарных пристрастий Рузвельта он поинтересовался у двухметрового темнокожего мажордома, который сопровождал лидера США. "Он с большой готовностью согласился мне помочь, и уже на следующий день я держал в руках требуемый список: икра черная и красная, балык, лучшие сорта копченой колбасы, осетровая рыба, крабы, коньяки, массандровские вина, водка, чача и специально выпущенный к Ялтинской конференции шоколадный набор конфет "Союзнические", — вспоминал Зегаль. Чача оказалась в списке потому, что во время одного из застолий Сталин назвал грузинскую чачу лучшей водкой. Эти слова вызвали явное оживление у Рузвельта, которое вождь народов не оставил без внимания. Надо сказать, что для транспортировки вип-"продпайка" на аэродром в Саки понадобился "грузовичок". Не менее объемными были съедобные дары, преподнесенные Черчиллю.