Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кубанская Ноябрина: с любовью о Нонне Мордюковой

© Фото: kino-teatr.ruКадр из фильма "Родня" (1981)
Кадр из фильма Родня  (1981)
Читать в

Надежда Соловьева, РИА Новости Крым

Ее настоящее имя было Ноябрина. Резкое, звонкое, предзимнее. Она и была такой - резкой, громкой, сильной. А еще мягкой, "жалеющей", живой. Любимой миллионами.

Она приехала покорять Москву в товарном вагоне, в лаптях на толстые шерстяные носки. И поступила во ВГИК - во ВГИК! - с рассказами о своей кубанской деревне, где мама была председателем колхоза. "Рассказывала, как хлеб сеют, убирают, гармошка играет..."

Мама, кстати, была сильно против актерства - несерьезно же. Столько работы в колхозе... Но Ноябрина упертая была. 

Нонна Мордюкова - одна из десяти "самых выдающихся актрис XX века" по версии британской энциклопедии "Кто есть кто?".

Помимо Мордюковой, из русских актрис в списке только Фаина Раневская. 

Искусство по-прежнему в большом долгу: Меньшикову - шестьдесят >>

Неудобная актриса

Ее актерская судьба была непростой - зрители обожали, а роли не все были однозначными. 

После "Молодой гвардии" (1948 год, Ульяна Громова), несмотря на огромный успех, Мордюкову долго не звали в кино. Объяснение - "вы слишком Ульяна из Молодой гвардии". 

Потом был новый успех - "Чужая родня" Михаила Швейцера (1955, Стеша Ряшкина). "Простая история" (1960), "Журавушка" (1969) , "Комиссар" (1967), "Русское поле" (1971), "Трясина" (1977)... 

"Комиссар" и "Трясина" - из непростых фильмов как раз. "Не по мерке" тому времени. Потому что комиссар Клавдия Вавилова "прижила" прямо в боях ребеночка, родила в Бердичеве и оставила его чужим людям.

А в "Трясине" и вовсе крестьянка Матрена, потеряв на войне старшего, сделала дезертиром младшего сына - прячет его от войны. Так не поступают советские люди! А женщины, у которых один сын остался?.. Чухрай не навязывает и не диктует, а рассказывает историю - одну из. Матрена становится изгоем в деревне, фильм отправляется на полку. 

© Фото: kino-teatr.ruКубанская Ноябрина: с любовью о Нонне Мордюковой
Кубанская Ноябрина: с любовью о Нонне Мордюковой

"Маму" (1999) Денис Евстигнеев снимал специально "под Мордюкову". "Сейчас кино - не кино, если по асфальту мозги не текут и никого не насилуют на крупном плане. А эта картина из тех, из прежних. Там есть семейная любовь", - сказала актриса перед премьерой фильма.

© РИА Новости . Пашвыкин / Перейти в фотобанкКубанская Ноябрина: с любовью о Нонне Мордюковой
Кубанская Ноябрина: с любовью о Нонне Мордюковой - РИА Новости, 1920, 25.11.2020

"Родня" (1981) Михалкова - особый разговор. Там Мордюкова на себя-то не похожа. Химзавивка, железные зубы, неврастенические выкрики, хохот ненатуральный... Почти гротекс "деревенская баба в большом городе". Мария Коновалова оторвана от корней, дочка чудит, зять клоун нелепый, внучка - феерическое что-то... Только Мордюкова могла это вскрыть. Кульминация раскрытия образа - сцена с Богатыревым, танец в ресторане, конечно.  

Кстати

На съемках "Родни" Никита Михалков попробовал "давануть авторитетом": как же, он главный, он режиссер. Пытался добиться "максимальной эмоции", провоцировал, доводил. Так надо было для фильма. Получил сильный удар в грудь, пуговицы на модной рубашке отлетели - Мордюкова схватила "за грудки", воспитала немного. Потом пили коньяк, помирились, плакали и обнимались. А вообще у них была взаимная любовь.  

Алиса Фрейндлих: "Мымра" с королевской осанкой >>

"Не Анна же Каренина..."

Это немного про характер. А вот про амплуа.

"Красивый" грим ее уродовал и простил до неприличия. Наряды на ней "горели". Хотели сделать из нее Анну Каренину (масштаб личности и уровень трагического таланта позволяли), нарядили в платье, как говорят, "в пол", уложили волосы... Сама рассказывала: "Я надела это роскошное платье задом наперед, застегнула спереди все семьдесят пуговиц, тут же наступила на подол и порвала". Стало ясно: не ее.

© Фото: kino-teatr.ruКубанская Ноябрина: с любовью о Нонне Мордюковой
Кубанская Ноябрина: с любовью о Нонне Мордюковой

И Мордюкова сыграла всех простых русских женщин сразу. Так и говорила: "героиня моя - это народ, с большой буквы. Не Анна же Каренина...". Да , Карениной она не была. 

Самая любимая роль - Саши Потаповой в картине "Простая история", под нее сценарий писали. "Это - кровная картина. Как родная сестра", - говорила в одном из интервью.

© Фото: kino-teatr.ruКубанская Ноябрина: с любовью о Нонне Мордюковой
Кубанская Ноябрина: с любовью о Нонне Мордюковой

Эпизоды - тоже всегда прямое попадание: "управдом - друг человека" из "Бриллиантовой руки", роскошная купчиха из "Женитьбы Бальзаминова", бизнес-вумен в "Вокзале для двоих", неприступная деревенская хозяйка Наталья в "Они сражались за родину" (помните Шукшин хорохорится "пришел, увидел, победил"?)... 

© Фото: kino-teatr.ruКубанская Ноябрина: с любовью о Нонне Мордюковой
Кубанская Ноябрина: с любовью о Нонне Мордюковой

Любовь и журавли: Гоша, он же Гога, он же Алексей Баталов >>

Не стать Аксиньей

Отдельно - о роли Аксиньи Астаховой в "Тихом Доне" Герасимова. Потому что эта недавшаяся роль стала настоящей трагедией. Казалось бы: донская казачка, косы, стать... Все от Мордюковой! Но Герасимов отдает роль Элине Быстрицкой. Были сплетни, что для Нонны это было ударом чуть не до самоубийства. Очень хотела сыграть Аксинью. И между ними с Быстрицкой небольшое напряжение осталось на всю жизнь. 

В итоге получилось отлично - у Быстрицкой есть "та самая" красота, фактура, что и у Мордюковой, но Герасимов не ошибся, увидев в ней Аксинью: Быстрицкая мягче, гибче, капельку грациознее, она гнется, не ломаясь. Мордюкова гнуться не умела - слишком много силы... Все к лучшему. 

© Фото: kino-teatr.ruКубанская Ноябрина: с любовью о Нонне Мордюковой
Кубанская Ноябрина: с любовью о Нонне Мордюковой

Строитель, барин, царь: три четверти века актера Никиты Михалкова >>

Женщина-основа

Со дня рождения Нонны Викторовны сегодня исполнилось 95 лет. Почти век.

Уходят большие актеры. Это закон жизни. Мы потеряли Мордюкову 12 лет назад. И на смену ей - хотя странно говорить о смене - не пришел и не придет никто. 

Она была очень крупной во всех смыслах фигурой, сейчас такая красота и сила не нужны никому, не впишутся в одежду из масс-маркета, не поместятся в картину мира подрастающих детей. Сейчас на улице про нее сказали бы "толстая". Она не толстая, она статная. Настоящая кубанская Ноябрина, женщина из времен, когда работа была не бумажки раскладывать и по клавиатуре стучать, а пахать, носить, растить - урожай, детей... И защищать. Детей тогда "поднимали" - а попробуй поднять что-то, если нет монументальности, основы самой обычной, телесной... Сломишься, сгоришь. 

"Наше нынешнее искусство не для таких, как я. Вот наши бабы, которых я играю, — это мой кислород, моя жизнь, я без этого не могу", - лучше, чем сама Мордюкова, не сказать. 

Уходят. Будем помнить и любить. И своих детей попробуем научить помнить и уважать этих людей "из прошлого". Без которого не было бы настоящего. 

© Фото: kino-teatr.ruКубанская Ноябрина: с любовью о Нонне Мордюковой
Кубанская Ноябрина: с любовью о Нонне Мордюковой

"Беги, дядь Мить": деревенский пьяница и грустный Бендер Сергей Юрский >>

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала