Алексей Гончаров, РИА Новости Крым
Любая идеология должна нести ответственность за свои последствия и своих последователей, поскольку ее цель – формирование менталитета людей и управление обществом.
Если из постулатов равенства и борьбы с дискриминацией произрастают нетерпимость и ксенофобия, а под лозунгами расширения политических, социальных и других свобод пропагандируется разрушение общественных институтов, такую идеологию нужно оставлять в прошлом. Или же очень серьезно реформировать.
Такая дилемма, по всей видимости, стоит перед современным феминизмом, день которого отмечается сегодня во многих странах мира. Движение, которое в XIX-XX веках стало мощным двигателем политического, социально-экономического, культурного и научно-технического прогресса, в последние десятилетия все чаще приобретает деструктивные формы.
Матчество и футболки Цукерберга
Феминизм многолик. В широком понимании это стремление к устранению дискриминации женщин и их равноправию с мужчинами. В этом плане достижения феминизма первой волны неоспоримы. Именно благодаря данному движению женщины получили основную массу гражданских и экономических свобод.
Но внутри феминизма существует немало подгрупп и течений. Есть, например, антирасистский, либеральный, культурный, эко- и квир-феминизм (борьба за права сексуальных меньшинств) и множество других. Поле их деятельности чрезвычайно широко. И это является следствием не столько сохранения или увеличения форм дискриминации женщин, сколько идеологическим кризисом самого феминизма.
Чего добиваться дальше?
Ряд движений борются с семейным насилием и сексуальной эксплуатацией, окончательным устранением дискриминации женщин при приеме на работу и увольнениях, а также оплате труда. Работа в этом направлении, безусловно, важна и нужна, ее поддерживает немало мужчин.
Но значительная часть нынешней активности феминисток, судя по информационному полю, имеет мало общего с защитой прав и устранением реальной дискриминации. Например, борьба с гендерно-ориентированными туалетами, "мужскими" дорожными знаками и серыми "женофобскими" футболками Цукерберга, законодательное введение матчества, использование феминитивов в языке, замена словосочетания "беременные женщины" на "беременные люди" и так далее.
"Ничего ужасного и ксенофобского, просто пиар", – скажут многие обыватели. Тогда в чем проблема? Очевидно, в том, что наряду с некоторыми действительно правильными идеями и иногда безобидными гендерными стычками в современном феминизме развились крайне радикальные настроения. Речь не о пресловутом "все мужики – козлы".
"Общество будущего" без мужчин
Философ и теолог Мэри Дейли – одна из ярчайших представительниц радикального феминизма – утверждала:
"Если жизнь на этой планете собирается сохраниться, то необходимо провести дезактивацию земли. Я думаю, это будет соответствовать целям эволюции – резкое уменьшение численности мужчин".
В основе ее концепции – общество будущего без мужчин, которого можно достичь только путем объединения всех женщин в борьбе против сильного пола. Если полностью избавиться от мужчин не получится, необходимо создать ограниченную от мужской собственную женскую цивилизацию. Цель "общества будущего" – счастье и свобода, а проблему размножения решит наука.
Утопия? Возможно. Но не может ли набравшее популярность движение #MeToo стать одним из предвестников гендерно-цивилизационной сепарации по Дейли? Когда оправданная борьба с насилием и сексуальными домогательствами приобретает гипертрофированные формы: женщины не хотят быть объектом ухаживания мужчин, а их внимание может быть воспринято как агрессия и посягательство на свободу. Притом, что харассмент стал весьма эффективным средством давления на людей, запугивания и шантажа. Такие посылы бьют не только по карьерам и бизнесам мужчин, но и по деловой активности женщин (ведение с ними общих дел становится небезопасным). Но опаснее всего – удар по репродуктивному поведению мужчин и женщин и их гендерным ролям, которые формировались столетиями эволюции. Это попытка разорвать цепь – от знакомства мужчины и женщины, проявления симпатий и завязывания отношений до создания семьи и рождения и воспитания детей.
В России движение #MeToo не получило поддержки. Тем не менее, у радикального феминизма в нашей стране немало приверженцев. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить соответствующие фем-паблики в соцсетях и изучить их контент. О равноправии там мало. В основном – лютая ненависть к мужчинам, призывы к уничтожению и мести за "века эксплуатации и насилия".
И можно было бы не обращать внимание. Радикальные феминистки – это меньшинство. Так, согласно прошлогоднему вопросу ВЦИОМ, феминизм поддерживали около трети россиян. Можно предположить, что его радикальным ответвлениям симпатизируют гораздо меньше граждан. Но в политологии и социологии давно существует понятие "диктатура меньшинства", когда политически и социально активное меньшинство при определенных условиях способно навязать свои взгляды, ценности и правила пассивному толерантному большинству.
Мигранты против мизандрии
Многие феминистки, в том числе в России, открещиваются от радикализма и проявлений мужененавистничества. По их словам, мизандрия в любых ее формах дискредитируют феминизм как таковой, борющийся с любой дискриминацией за равенство для всех. Из-за этого внутри самого движения регулярно возникают конфликты.
Что в сухом остатке? При остающихся проблемах дискриминации женщин в разных странах мира, сегодня это движение дезорганизовано. Говорить о том, что феминизм себя изжил, было бы не совсем корректно. Но налицо явный кризис идей и механизмов разрешения гендерных противоречий, а также проблема "смешения жанров". Зачастую бывает очень сложно четко разобраться, где в феминизме реальная борьба за права и против дискриминации, а где – пропаганда однополых отношений, мужененавистничества, нивелирования биологического пола и упразднения гендерных различий.
Не следует исключать и то, что феминизм стал эффективным оружием осуществления глобальной политики. По мнению многих экспертов, этот инструмент используется для разрушения государств с патриархальным укладом и самобытной культуры народов.
Необходимость пересмотра всей концепции феминизма и разрешения имеющихся в нем проблем явно назрела. Будут ли это делать сами лидеры и активисты движения? Возможно. Но велика вероятность, что на этот процесс повлияет миграция в постиндустриальные страны носителей патриархальных ценностей из Азии и Африки. В общества, куда мигранты привнесут свои паттерны поведения.
Это будет также своего рода диктатура меньшинства при толерантном большинстве. Но теперь она смягчит настроения, добавив гендерным нигилистам мягкости и многообразия. Чего всегда не хватает любому воинствующему братству, какой бы насущной проблемой оно ни собирало под свой стяг.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции