До завершения 2018-го осталось две недели – подходит время подводить итоги. О том, каким этот год выдался для Севастополя, планах на будущее и сложностях в работе губернатор города Дмитрий Овсянников рассказал корреспонденту РИА Новости Крым.
– Дмитрий Владимирович, перечислите основные достижения правительства Севастополя, которых удалось достичь за этот год.
– Вы удовлетворены темпом ремонта дорог и благоустройства города?
– Темп стал выше, но объективно наш дорожный комплекс не справляется сейчас. Объемы порядка 10-12 км капитального и порядка 50 км текущего ремонта в разрезе года. В следующем году планы больше на 30%. Постараемся справиться, дооснастим техникой "Севавтодор" (ГБУ, которое ремонтирует и содержит городские дороги).
– По вашим оценкам, сколько надо времени, чтобы привести все дороги в городе в нормативное состояние?
– Мост через Севастопольскую бухту. Некоторые архитекторы говорят, что реализовывать такой проект целесообразно, если на двух берегах проживает от одного миллиона человек. Реализация проекта оправдана?
– Изначально вариант перехода через Севастопольскую бухту рассматривался как решение транспортной проблемы Северной стороны. Крайне важно обеспечить доступность жителям этого района социальных и государственных благ, которые в основном сосредоточены в центральной части. Когда мы стали рассматривать мост и его увязку с Гераклейской рокадой (новой сетью дорог) — через улицу Брестскую — увидели, что это фактически разгрузка центра и возможность попасть на Северную сторону быстрее.
Важно, что строительство моста даст импульс развития Северной стороне – именно там нужно развиваться городу, поскольку город закрыт в Южной части садоводческими массивами и сельскохозяйственными землями.
На Северной стороне есть потенциал неиспользуемой земли — возникает вопрос строительства новых объектов социальной инфраструктуры, строительства гостиничных комплексов. Мы ушли от той логики, как решить вопрос транспортной доступности, а перешли к логике, что нужно развиваться в Северном направлении – создавать новые микрорайоны, новые социальные объекты.
– Какие планы не удалось реализовать и почему?
Это генеральный план, потому что возникло множество сложностей, в том числе вмешательство исполнителя в документацию генплана. Лично я не готов выносить такой генплан на общественное обсуждение. После учета всех поступивших замечаний он стал напоминать документ 2005 года.
Сложная ситуация с канализационными очистными сооружениями "Южные".
– Как будет решена проблема с этими очистными?
– Один из способов — расторжение договора с подрядчиком, но в настоящее время такое развитие ситуации он блокирует через суд. Другой вариант – подрядчик выполняет обязательства в рамках контракта путем поставки оборудования. На этой неделе я провел совещание с участниками проекта, лично контролирую ситуацию. Но базовый сценарий – расторжение контракта и повторное его заключение.
– По генеральному плану: расторгнут договор с разработчиком, что будете делать теперь?
– Доработка генерального плана будет осуществляться силами подведомственного учреждения департамента архитектуры.
– Чиновникам хватит сил, опыта и знаний?
– В подведомственном учреждении все же работают не чиновники, а архитекторы. Все основные моменты разработаны. Я думаю, справятся.
– На какие показатели по выполнению ФЦП и освоению бюджета город выйдет по итогам года?
Поймите, освоение бюджетных средств – это не самый главный показатель. То, что он будет освоен на 80-100%, это не означает, что будут построены объекты. Например, за счет оплаты работ по большим дорогостоящим объектам, таким, как трасса "Таврида", можно показать высокое освоение средств, но скрыть большое неосвоение по маленьким: школам, садикам и так далее. Самый главный показатель – ввод новых объектов.
– В конце ноября были выданы первые сертификаты на покупку жилья бывшим украинским военным. До конца года деньги должны получить еще 65 семей. Сколько таких сертификатов будет выделено в 2019 году?
– В следующем году будет порядка 75 семей. Все, что заложено в федеральном бюджете согласно указу президента, будет выполнено.
– По некоторым данным, в Севастополе в квартирах нуждаются более 500 бывших украинских военных и силовиков, и окончательный подсчет еще не завершен.
Другая категория – военнослужащие, которым были выданы квартиры министерством обороны в украинский период, но они не были оформлены должным образом. Эти квартиры Минобороны России передает городу, а город передает их бывшим военнослужащим. В начале года было передано около 200 таких квартир, сейчас передается еще около 200 и столько же в следующем году.
– Когда в этом вопросе будет поставлена точка?
– Я думаю, за три года мы решим вопрос. Мы выполняем сугубо технические функции – передаем квартиры военнослужащим.
– Не так давно появилась информация о том, что в ближайшее время правительство Севастополя выставит на аукцион первый застроенный микрорайон города для реновации территории. Расскажите подробнее об этом проекте.
– Пока мы к этому не готовы. У нас нет подготовленных решений, хотя идея не нова и реализуется в некоторых субъектах Российской Федерации. Для этого нужно подобрать площадки и учесть мнение жителей. В Москве это вызвало очень бурную дискуссию. В любом случае в этом направлении нужно двигаться – мы не можем все время жить в ситуации переселения из аварийного жилья. Эта программа имеет конечный срок. Постепенно стареющее жилье, имеющее потенциал для реновации, должно сноситься для строительства современных микрорайонов.
– Когда это возможно?
– Когда все будут согласны.
– В Москве смогли найти подход, каким образом реализовать эту программу. Но мнение жителей нужно учитывать. Как пример, у нас было несколько проектов по достройке нескольких верхних этажей малоэтажных зданий в Балаклаве. За счет этого предлагалось сделать капитальные ремонты зданий, а не ждать 20-30 лет. По итогу проекты реализованы не были. Если бы жители были согласны – это был бы хороший способ получить капитальный ремонт своего дома, благоустроить территорию. Также и реновация – будет согласие, начнется работа.
– Во время "Диалога с городом" (прямой эфир с участием горожан на местном телеканале) вы раскритиковали деятельность руководства "Севморзавода". Недавно на предприятии сменился директор. Вы уже встречались с ним? Ожидаете перемен на заводе?
– Пока не встречался. Для нас важно развитие "Севморзавода". Конечно, как губернатор города я пристально слежу за ситуацией на наших крупнейших предприятиях. Оказываем помощь в поиске заказов, в решении земельно-имущественных вопросов. Когда руководитель не выполняет свою непосредственную функцию, его надо менять. Новый директор, я уверен, постарается оправдать доверие работников завода.
– В ближайшие три года Москва выделит Севастополю более 22 млрд рублей на ремонт и строительство объектов социальной сферы и инфраструктуры. Каким образом столица будет участвовать в этих проектах, в частности, контролировать расходы средств?
– Нам важны не только финансовые средства, но и методическая поддержка. Мы нуждаемся в определенном кураторстве. Речь не столько о ремонте и реконструкции конкретных объектов – нам необходима переподготовка учителей, внедрение новых образовательных программ, многое другое. Аналогично и в здравоохранении. Грамотные управленческие решения не требуют денег, они требуют знаний и опыта.
– В Севастополе будут развернуты проектные офисы, за которыми будут закреплены специалисты из Москвы, которые помогут в реализации планов. В сфере образования и здравоохранения разработаны дорожные карты. На реализацию проектов уже выделено 2,5 млрд рублей на 2019 год.
– 22 млрд – серьезные деньги. Но на здравоохранение, образование, городское хозяйство предусмотрены значительные средства в бюджете. Деньги Москвы дадут дополнительный импульс преображению города?
– Структура городского бюджета построена следующим образом. У нас недостаточный налоговый потенциал. Хватает, чтобы покрыть все наши операционные расходы – зарплаты, коммуналку, текущее содержание. Соответственно капитальные расходы у нас не помещаются в имеющийся бюджет.
Речь идет о капитальном ремонте зданий, и в этом плане нам Москва "подставила плечо". Все новые объекты – школы, садики, парки – это ФЦП. Таким образом, теперь у нас есть три источника на реализацию проектов. В качестве примера приведу дороги: содержание дорог и ямочный ремонт – средства бюджета Севастополя, капитальный ремонт – средства Москвы, строительство новых объектов дорожной инфраструктуры, например, "Таврида", шоссе в Казачку – ФЦП. Таким образом, мы сформировали достаточную базу бюджета.
– Севастополь благодарен Москве за поддержку. Со стороны города предусмотрен какой-то "реверанс" в сторону столицы?
Вы помните ситуацию со школой №12. Заранее — еще в начале года — директору этой школы дали 35 млн рублей на ремонт, и она "захлебнулась" в нем. Не потому что директор школы плохая, а потому что сложности с подрядчиками, с исполнителями. А представьте, в следующем году 15 директоров школ получат деньги. Думаете, не "захлебнутся"? Я прогнозирую, что у нас у всех будут большие сложности, но не добиваться этих средств, не браться за работу – нельзя.
Наша ответная реакция Москве – сделать все то, что мы вместе задумали.
– У правительства Севастополя, как видим, отношения с Заксобранием складываются непросто. В этом противостоянии возможен компромисс?
– Компромисс нужен всегда, но когда нарушаются законы, когда искажается, перевирается любой шаг правительства при поддержке подконтрольных депутатам СМИ – сложно вести диалог. Но мы вынуждены в этих условиях действовать, развиваться, строить, искать варианты. Другого пути нет. Выборы в 2019 году, наверное, эту ситуацию разрешат.
– Компромисс – это шаг на встречу друг другу…
Если бы коллеги сели и сказали — а давайте сделаем такой-то проект, давайте так-то посмотрим на ситуацию, конечно, мы бы стали разговаривать.
– Вы сказали, что после выборов ситуация может измениться. А что если в парламент опять изберут тех же депутатов, что будет тогда?
– В любом случае это будет новая ситуация.
– Я думаю, что давно назрела пора, когда в Законодательном собрании должны быть представлены лица, действительно отражающие интересы горожан, разных отраслей, профессий – и предприниматели, и учителя, и руководители медицинских учреждений, и общественники. Не те, которым платят зарплату на постоянной основе, а люди, которые действительно думают о развитии города.
И бюджет, может, по-другому будет обсуждаться, и программы реализовываться. Я надеюсь, что все-таки придут новые лица, мне подходит любой состав Законодательного собрания.
– Вы удовлетворены работой правительства Севастополя? Что планируете поменять в этой работе?
– Не удовлетворен. После Нового года будут приняты кадровые решения. Это будут касаться и высшего руководства, и других уровней. Решение по итогам достигнутых результатов в 2018 году будет принято.
– Какие задачи вы ставите перед правительством на 2019 год?
Третье – не забывать, что развитие города осуществляется путем реализации крупных проектов и важна поддержка этих проектов. Это существенно изменит экономическую ситуацию к лучшему. Надо не говорить о строительстве торгового центра, а найти инвестора, не говорить о строительстве моста, а начать работу. Не говорить о строительстве яхтенной марины в Балаклаве, а приступить к реализации.
ФЦП: если сейчас у нас одновременно строится 26 объектов, то в следующем году — порядка 70, станет еще жестче для службы заказчика – нашего департамента капитального строительства. Требования другие, суммы другие – порядка 17 млрд рублей. Тут мы должны уже кардинальное решение принимать.
Объективно и Севастополь, и Крым не справляются с этими объемами строительства. Можно винить Овсянникова, Аксенова, еще кого-то, но при таком объеме финансирования у нас служба заказчика 100 человек. Это не серьезно.
– Вы доносите до руководства эту проблему?
– Да, я об этом говорю, обращаюсь за помощью, в частности, по привлечению подрядных организаций на контракты свыше 100 млн рублей. Пока помощи нет. У нас очень плохая ситуация в строительных расценках, которые закладываются в проект и часто оказываются ниже рыночных. Я во все "колокола" об этом бил. Полушаг мы сделали – расценки были подняты порядка на 7%, но это полумера. Много сложностей на пути, которые приводят к тому, что не приходят компании на конкурс.
– Все вместе. Это качество проектов, это расценки, это сложности с логистикой и с организацией строительства во всем, это отсутствие кредитных ресурсов и банков, готовых выдавать гарантии и кредиты. Поверьте, их нет. Поэтому возникают такие ситуации.
– Рассматривается вариант создания государственных компаний, которые могли бы заменить коммерческие структуры?
– Это провокационный вопрос. Я, например, противник увеличения государственной сферы, но вопрос такой обсуждается. Создание нормального строительного треста лет на десять, который будет строить эти объекты.
– Каким, по вашему мнению, будет Севастополь через пять лет?
– Я вижу, что будет решена значительная часть инфраструктурных ограничений, которые есть в дорожной сфере, в ЖКХ. Я вижу, что будет улучшение по благоустройству и созданию комфортной городской среды, будет построено достаточное количество социальных объектов, которые существенно изменят обстановку во всех отраслях: в образовании, в здравоохранении, в культуре. Это то, что непосредственно влияет на людей, на наше развитие.
В целом город как был, так и останется южной патриотической столицей России, городом, в котором должен побывать каждый россиянин. Чистым, благоустроенным, с экологически чистым транспортом, гостеприимным городом.
– Санкции снимут?
Как показала практика – и в условиях санкций можно развивать экономику и менять город к лучшему. Даже наоборот, как я уже сказал, сегодня в городе наблюдается рост налоговых поступлений, стабильно высоким является объем инвестиций в основной капитал.
У нас увеличивается количество реализованных проектов и созданных рабочих мест. Уверен, что и в дальнейшем мы справимся с задачами по развитию экономики Севастополя.
– Как вы планируете провести Новый год?
– Возьму отпуск, чтобы провести его с семьей. Всем читателям хочу пожелать в Новом году, прежде всего, любви, внимания и заботы всех тех, кто дорог вам, и кому дороги вы, благополучия и достатка в ваших домах, здоровья и реализации всех намеченных планов!