Александр Хроленко, военный обозреватель
Недавнее каботажное плавание двух судов вспомогательного флота ВМС Украины из Одессы в Бердянск и бессмысленный "танец с копьями" в киевских СМИ лишний раз отразили всю немощь украинского флота. Жалкая попытка Киева заявить о свободе судоходства в Азовском море – в составе каравана судов, под руководством российского лоцмана и в сопровождении пограничных кораблей ФСБ России – дискредитирует национальную идею "Украина превыше всего".
Капитан первого ранга Дмитрий Коваленко в Керченском проливе командовал практически безоружными украинскими судами – спасателем "Донбасс" и буксиром "Корец", которые изначально не представляли ни малейшей угрозы российской стороне (или Крымскому мосту). Спекуляции в прессе о готовности к боестолкновению с российскими пограничниками – выглядят бессмысленно и жалко. И нервничать украинским экипажам следовало, прежде всего, из-за ветхости своих судов: "Донбасс" (изначально – плавмастерская) бороздит морские просторы уже 39 лет, "Корец" — лишь на четыре года моложе. Здесь не до жиру, быть бы живу.
С другой стороны, эмоциональные рассуждения некоторых российских экспертов об "украинской провокации" неуместны. Если немногочисленные силы украинского флота стремятся попасть в азовскую "мышеловку", почему бы не предоставить им российского лоцмана?
Ломились в открытую дверь
Заметим, любое взаимодействие с крымскими официальными учреждениями украинским ВМС запрещено законом об "оккупированных территориях". Однако для прохода по мелководному Керченскому проливу спасателю и буксиру понадобилась помощь российского (керченского) лоцмана, который-таки благополучно (и бесплатно) провел украинские суда под арками Крымского моста – на общих основаниях в мирном караване многочисленных морских скитальцев.
Очень кстати американские партнеры 27 сентября передали Киеву два старых списанных катера класса "Айленд" – Drummond и Cushing. Подобные катера уже получали Грузия и Коста-Рика. Что тут скажешь, Бердянск и "Айленд" – это сила.
А если говорить о безопасности Крыма, то открытый для всех российских и иностранных граждан полуостров является все же одним из самых защищенных регионов РФ – на всех географических направлениях и во всех сферах боевого применения.
Сон разума
Действительно, украинское судостроение переживает не лучшие времена, и технологии "стелс" ему недоступны. Если двум артиллерийским катерам позволили находиться в Керченском проливе, это не означает, что российские специалисты их не контролировали. Азовское море является внутренним и для России, и для Украины, поэтому нецелесообразно сочинять истории о "российской агрессии", украинской тактической внезапности или "невидимых" морских сражениях с применением пожарных брандспойтов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции