СИМФЕРОПОЛЬ, 13 сен – РИА Новости Крым. По побережьям Крыма горит более 90 маяков. Многим почти 200 лет или больше. Вокруг них – неизменный ореол романтики и духа приключений, не всегда сочетающийся с реальным суровым бытом и заботами их смотрителей. На одном из самых известных маяков полуострова – Ай-Тодорском, где собран музей гидрографической службы, побывал корреспондент РИА Новости Крым.
Ворота Ай-Тодорского маяка закрыты на большой навесной замок. Красная табличка с надписью "Министерство обороны РФ…" — все мокрое после проливного дождя. Маяк, который стоит на мысе, отсюда, от входа, даже не видно, промокший лес пахнет можжевельником, и тишина – смотритель маяка не отвечает на звонок.
По ком звонит колокол
Ай-Тодорский маяк – один из самых старых на Черноморском побережье, основан он был в 1835 году. В 1876-м старую башню разобрали и поставили новую – ту, что стоит сегодня. Белая, невысокая, вокруг фонаря – широкий купол со стеклами ромбиком.
Возьмите нас на баланс
В некоторых странах маяки и городки при них, ценные с архитектурной точки зрения, берутся охранять музейщики, в других странах в зданиях маяков открывают дорогие отели – для романтиков, жаждущих на сутки окунуться в спартанские условия быта и уединенную жизнь смотрителей. В России для сохранения объектов морского наследия два года назад был создан некоммерческий фонд "Русское маячное общество", директор которого приезжал на Ай-Тодорский маяк и с тех пор рекомендует его для "маячных" путешественников.
"Это и от дождя и от ветров, — замечает мимоходом смотритель. — Видите, веранда рассыпается на ходу. У нас были случаи, когда ветром сносило окна и все экспонаты разлетались туда – в сторону моря… Сейчас мы думаем, как весь этот массив, коллекцию передвинуть в техническое здание: спрятать на полочки, чтобы все сохранить, чтобы здесь приступить к ремонту. Но это только в том случае, если нас возьмет на баланс исторический музей Краснознаменного Черноморского флота и исторический музей ВМФ России. Если этот вопрос решится, у нас будут финансы, чтобы начать ремонт – ведь самое здание историческое, строилось в 1886 году для четырех смотрителей маяка…"
Рыбий свет
Сегодня Ай-Тодорский маяк обслуживает пять человек. Они с семьями живут напротив – через десяток метров от старого деревянного стоит относительно новый дом с двумя косыми крышами. Ключи от квартир в нем в 1986 году вручал маячникам тогдашний адмирал Митин.
"Следить за керосинокалильной установкой нужно было круглосуточно: давление в баллонах поддерживать, — рассказывает смотритель, указывая на этот давно списанный агрегат в музее. — Керосин поступает — огонь зажигается. Давление накачал – вышел на 15 минут – опять покачал. Прекращение действия навигационного огня на любой минимальный срок недопустимо".
Огни надежды
Так и сегодня: маяк должен светить каждую ночь, несмотря ни на какую грозу и отключившееся электричество. В фонаре на Ай-Тодоре горит лампочка, зеленый свет от которой виден морякам не менее, чем за 40 километров.
"Вон как гремит, слышите? – указывает на приближающуюся с моря очередную черную тучу начальник маяка. — А если электромагнитный импульс? И вся эта система, которая называется GPS, ГЛОНАСС, радиосвязь – накроется, полчаса вообще ничего не будет! Но если штурман увидит огонь маяка, он включит квантовый теодолит и определит свое местоположение. Так что без светового маяка и сегодня не обойтись!"
Не до лампочки
"Сейчас у нас становление маяка, — объясняет его нынешний начальник Михаил Островский. — 30 лет запустение было. Сейчас все приводится в соответствие с техническими требованиями: маяк работал, но техническая документация практически не велась".
"Маяк – это заботы города в микромасштабе, — объясняет смотритель. – Вот сейчас нам 20 тонн угля завезли и семь кубов дров: у нас ведь единственная котельная на твердом топливе на всем Южном берегу осталась! Или вот дождь прошел – все вымести-почистить надо, с метлой-лопатой…"
Со стороны любой маяк – "путеводная звезда", "святыня морей" и прочие романтические штампы. Маячники как будто не чужды романтики всерьез – они живут здесь поколениями, династиями, с грошовой зарплатой, готовые быть одновременно и дворниками, и истопниками, и мотористами, и строителями, и гидрографами – выполняя совсем не романтичную работу, что стоит по ту сторону светящейся лампочки фонаря.
"Да и не в лампочке дело, — говорит смотритель. – Дело, наверно, в ответственности за свою работу. Здесь куда ни посмотри – все наше, все сами делать должны. Всю жизнь маячному делу отдали – просто так не оставишь… хотя мы и пенсионеры все…"
Карточка объекта
Расположение: поселок Гаспра, мыс Ай-Тодор на Южном берегу Крыма
Дата основания: 1835 год, дата перестройки: 1876 год
Высота над уровнем моря: 87 метров
Дальность свечения: 22 морских мили
Дата последней реконструкции: 1947 год
Приостановка работы: 1854—1855 годы (Крымская война), 1877 год (Русско-турецкая война), 1941—1944 (Великая Отечественная война).
Известные гости: в разные годы маяк посещал император Александр II, императрица и члены императорской семьи, в том числе родители императрицы — король и королева Дании.
В 1889 году маяк посетил А.П.Чехов, в 1901 году — Л.Н.Толстой, в 1926 году — В. В. Маяковский.
Награды: Дважды посетив в 1894 году маяк, император остался очень доволен его содержанием и пожаловал смотрителю и служителям по золотому империалу.