Опорный банк правительства Крыма – АО "Генбанк" – обратился в Минэкономразвития РФ по вопросу увеличения собственного капитала на 5 миллиардов рублей. Ранее с просьбой о докапитализации "Генбанка" к президенту России Владимиру Путину обратился глава Республики Крым Сергей Аксенов и получил поддержку.
Для чего требуется увеличение капитала банка, к какому результату оно приведет, а также об итогах работы финансового учреждения за минувший год в интервью РИА Новости (Крым) рассказал первый заместитель председателя правления АО "Генбанк" Сергей Мохов.
– Сергей Михайлович, для чего понадобилась докапитализация Генбанка?
– В данном случае это необходимо для выполнения обязательных нормативов Центрального банка. На данный момент у Генбанка достаточно высокая ликвидность, но наш капитал не позволяет активно и в больших масштабах кредитовать заемщиков. Чтобы увеличить объем кредитования, нужно увеличить капитал. Поскольку в акционерах Генбанка присутствуют не только частные инвесторы, но также правительства Республики Крым и Севастополя, одномоментно увеличить капитал банка они не могут. Поэтому мы обратились к инструменту докапитализации.
Этот механизм позволит решить основную проблему ипотечного кредитования в Крыму, которая заключается в отсутствии рефинансиста. В России все ипотечные кредиты, которые выдаются средними и мелкими банками, рефинансируются в Агентстве ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) или в других рефинансирующих организациях и крупных банках. В Крыму, который находится под санкциями, такого механизма нет. Поэтому работающие с ипотекой банки оставляют эти кредиты у себя на балансе. Следовательно, идет нагрузка на капитал банка. Чтобы уменьшить эту нагрузку и заниматься не только ипотекой, но и кредитовать сельское хозяйство, промышленность, малый и средний бизнес, нам необходимо увеличение капитала.
– О какой сумме докапитализации может идти речь?
– От двух до пяти миллиардов рублей. Этой суммы будет достаточно, чтобы активно запустить процесс ипотечного кредитования в Крыму. На сегодняшний день ставки ипотечного кредитования в Крыму на 1,5-2% выше, чем среднерыночные ставки по России. Если в других субъектах ставка составляет в среднем 11,5%, то в Крыму это 13,75%. Сегодня инвесторы побаиваются заходить сюда, строительная отрасль работает не очень активно. Поэтому нужно в первую очередь увеличить объемы ипотечного кредитования, потому что ипотека – это локомотив развития строительной отрасли и экономики Крыма в целом.
– Какие ставки по ипотеке могли бы быть установлены для крымчан, если вопрос докапитализации банка решится положительно?
– На совещании в середине декабря под председательством министра строительства Михаила Меня было обозначено: для того, чтобы развить ипотечное кредитование в Крыму, нельзя заходить сюда со ставкой 12,5 или 13%. Ставка должна быть даже немного ниже среднерыночной. Средний заработок в Крыму все-таки недостаточно высок. Будет правильным утвердить ставку от 10,5 до 11%. Когда мы выйдем на эту комфортную ставку, увеличится круг заемщиков, и ипотека станет доступнее и понятнее. Мы рассчитываем если не на ипотечный бум, то на расширение возможностей крымчан купить квартиру и улучшить свои жилищные условия.
– Каковы, по вашему мнению, перспективы принятия положительного решения по увеличению собственного капитала банка?
– Они достаточно высокие. На данный момент в Крыму активно работают с ипотекой РНКБ и Банк "Россия". При докапитализации мы также сможем стать агентом ипотечного кредитования и выдавать долгосрочные кредиты по ипотеке. Чем больше банков будет работать с ипотекой, тем активнее будет развиваться эта сфера и крымская экономика в целом. Это прекрасно понимают в Минэкономразвития, Минстрое, Минфине, АИЖК, Центробанке. Представители этих министерств и ведомств входят в федеральную межведомственную комиссию, которая сегодня ищет путь качественного, грамотного решения проблемы.
– В какие сроки может быть решен этот вопрос?
– Мы уже давно готовы к тому, чтобы наращивать ипотечное кредитование. Но нужно понимать, что вопрос докапитализации непростой, его решение требует времени. Самое главное, что у всех федеральных министерств и ведомств, задействованных в этом процессе, есть заинтересованность решить этот вопрос. Надеемся, что в очень скором времени будет принято принципиальное решение и определено направление, как это будет осуществляться. Все остальное – процесс согласования. Для нас главное получить принципиальное согласие и уже запустить процесс кредитования ипотеки. А с этим продуктом мы умеем эффективно работать. С 2010 года Генбанк был нацелен на ипотечное кредитование, мы ведем эту работу в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Омске, Новосибирске. При наличии понимания, что у нас будет капитал, мы будем выдавать ипотеку активно, быстро и качественно.
– В какой форме и на каких условиях может произойти докапитализация банка?
– Безусловно, в идеале было бы хорошо, если бы это были живые деньги. Но это может быть и безденежная форма, в виде привилегированных акций. Прорабатывается несколько вариантов увеличения собственного капитала банка, в том числе касательно условий предоставления займа. У нас уже была докапитализация в 2016 году, мы платим по ней определенный процент. Это совершенно нормально и приемлемо. Уверен, на федеральном уровне будет выбран наиболее оптимальный и эффективный путь решения.
– Переход к активному ипотечному кредитованию наверняка потребует от банка дополнительных усилий. Значит ли это, что сеть отделений "Генбанка" значительно увеличится?
– Мы регулярно расширяем нашу сеть и в этом году планируем открыть еще порядка 10-15 полномасштабных отделений в Республике Крым и Севастополе, не считая ипотечных центров, которые мы будем дополнительно открывать в случае положительного решения о докапитализации банка.
Говоря о работе наших отделений, хочется также окончательно развеять все сомнения и слухи относительно закрытия порядка сотни наших офисов в Крыму в ноябре прошлого года. Отмечу, что были закрыты не крупные отделения, а операционные кассы вне кассового узла. Это небольшие отделения, которые специализировались в основном на обмене валют, платежах и переводах. Их услуги пользовались спросом в 2014 и 2015 годах, когда к нам приезжало много граждан Украины с наличной валютой, и пока значительная часть крымчан хранила в этой форме свои накопления. Прошло время, люди перестроились, начали открывать счета в банке. Поэтому необходимость в этих операционных кассах отпала. При этом подчеркну, что ни одного крупного отделения закрыто не было.
– С какими результатами банк завершил 2016 год?
– В целом итогами работы за год мы довольны. Мы зафиксировали прибыль, есть четкое видение стратегии развития банка, а с наступлением фазы активного развития ипотеки банк получит дополнительный импульс. Это новые клиенты, новые продукты. Мы много чего сможем дополнительно предложить клиентам в Крыму. Сегодня банк акцентирует свое внимание именно на полуострове. Во многом благодаря нашим крымским сотрудникам мы смогли добиться положительных результатов в работе. Мы не посчитали нужным приглашать в Крым менеджеров из Москвы или других регионов РФ, а сделали ставку на крымчан – бывших сотрудников филиалов украинских банков, которые отсюда ушли весной 2014 года. Мы им полностью доверили и не прогадали.