Рейтинг@Mail.ru
В небе над Крымом "Ночные ведьмы": Керченско-Эльтигенской операции 80 лет - РИА Новости Крым, 01.11.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Памятник Парус участникам Керченско-Эльтигенской десантной операции в микрорайоне Героевка

В небе над Крымом "Ночные ведьмы": Керченско-Эльтигенской операции 80 лет

Женское лицо Керченско-Эльтигенской десантной операции: 80 лет со дня начала сражения
Анна Карпенко
Ровно 80 лет назад, в ночь с 31 октября на 1 ноября 1943 года началась Керченско-Эльтигенская десантная операция. Это была первая попытка советских войск освободить Крым от немецко-фашистских захватчиков.

"Она не стала первым этапом освобождения Крыма, но явилась его прологом. Был захвачен Керченский плацдарм, всю зиму и в начале весны оттягивались силы противника от севера Крыма, давая возможность впоследствии 4-му Украинскому фронту начать Крымскую наступательную операцию. Это очень много значит", – рассказала РИА Новости Крым старший научный сотрудник Восточно-Крымского историко-культурного музея заповедника Наталья Непомнящая.

Мемориальная стена в Музее истории Эльтигенского десанта
Мемориальная стена в Музее истории Эльтигенского десанта
Хроника десантной операции
Наталья Непомнящая рассказывает про выставку к 80-летию Керченско-Эльтигенской десантной операции в Музее истории Эльтигенского десанта
Наталья Непомнящая рассказывает про выставку к 80-летию Керченско-Эльтигенской десантной операции
С Натальей мы встретились в музее Эльтигенского десанта в микрорайоне Героевское (Эльтиген). Именно к этой территории Керченского полуострова 80 лет назад из Анапы, Тамани, Новороссийска вышли первые катера с десантниками 18-й армии. Бойцы не предполагали, что сядут на блуждающую мель, и им придется вплавь, в ледяной воде добираться до берега, оставив еду, взяв с собой только оружие. Ночью в тяжелейших погодных условиях, натыкаясь на вражеские мины, которых в проливе было заложено порядка 6 тысяч, под огнем противника на берег высадились первые 2,5 тысячи бойцов.

1 ноября десантники выдержали 19 контратак противника. Самая удачная высадка была в ночь на 2 ноября: более 3000 советских бойцов. Далее были еще высадки.

Довольно быстро десантникам удается занять плацдарм площадью в 3 км по фронту и 1,5 в глубину, который получит название "Огненная земля". Но с 9 ноября его полностью блокируют немцы.
Музей истории Эльтигенского десанта в микрорайоне Героевка
Музей истории Эльтигенского десанта в микрорайоне Героевка

"Холод. Невозможность приготовить горячую пищу. Противник контролировал плацдарм. Малейшее движение – и начинались вражеские обстрелы. Колодцы с водой остались на территории, занятой немцами. Приходилось фильтровать и пить морскую воду", – рассказывает Наталья Непомнящая.

На взятом десантниками плацдарме находилось здание довоенной школы. В его подвале разместили госпитальное отделение. Ведущим хирургом здесь был Владимир Трофимов, который провел в эти дни более 1000 операций.
По словам старшего научного сотрудника музея, общие потери Советского Союза за время проведения всей Керченско-Эльтигенской десантной операции (в том числе на северо-востоке Керченского полуострова) составили более 28 тысяч солдат и офицеров, из которых непосредственно в боях погибли порядка 23 тысяч человек. Со стороны противника эта цифра в два раза меньше – 14 тысяч.
Керченско-Эльтигенская операция длилась 40 дней и ночей и завершилась в декабре эвакуацией десантников.
Музей истории Эльтигенского десанта в микрорайоне Героевка
Уже в мирное время в здании бывшей школы откроют музей. Здесь на стене памяти размещены фотографии настоящих героев, которые первыми пришли освободить Крым от нацистов.
Среди них и летчицы, штурманы 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, которые вместе с другими авиаторами поддерживали с неба высадку десанта.
"Дунькин полк"
Наталья Непомнящая рассказывает, что 46-й гвардейский авиаполк изначально назывался 588-м ночным легкобомбардировочным авиационным полком и был сформирован в 1941 году советской летчицей-штурманом Мариной Расковой. В него входили только женщины: 115 летчиц и штурманов, техников, которым в среднем было от 17 до 22 лет. Совсем еще девочки осознанно прервали учебу, чтобы пойти на фронт. Летному делу они обучались в Энгельсской военной авиационной школе пилотов.
Летали на легких самолетах из фанеры У-2, которые при попадании вражеского снаряда сгорали за 49 секунд. Средств связи у девушек не было. Штурманы сами прокладывали маршруты по картам, особенно хорошо это получались у тех, кто имел математическое образование. Летчицами становились чаще те, кто до войны занимался в аэроклубах.

Командовала женским полком Евдокия Бершанская. Именно поэтому его нередко называли "Дунькин полк". Изначально специальной формы для них не было. Им приходилось самим ушивать, подгонять ее под себя. Сапоги нередко были большими. Волосы их заставили обрезать. По одной из версий, это было сделано потому, что девушки летали в шлемах, и на большой скорости их косы обрывались, что вызывало боль.

Изначально мужчины-летчики скептически относились к женщинам за штурвалами фанерных самолетов. Но очень быстро девушкам удалось доказать, что они могут воевать ничуть не хуже мужчин, и даже способны их чему-то научить. Тогда авиаторы стали ласково их называть "наши сестренки", "небесные ласточки". А вот немцы боялись и прозвали "ночными ведьмами".
Крылатая гвардия в музее школы № 17
Крылатая гвардия в музее школы № 17
"Они умели быть невидимыми в ночи. Немцы слышали только свист уже летящих бомб. Поэтому они их еще называли "пильщиками нервов", – объясняет Наталья Непомнящая.
Летчицы сами подвешивали к самолетам тяжелые бомбы и поднимались с ними в небо. Едва один экипаж выполнил задание – за ним через несколько минут уже летит следующий, играя на нервах врага.
Во время Керченско-Эльтигенской десантной операции девушки каждую ночь делали порядка 10 вылетов, прекрасно понимая, что летят навстречу смерти. Снабжали десантников едой, медикаментами, оружием, помогали эвакуировать раненых. Бомбили немцев, их склады, скопления техники, огневые точки.
Их небольшой аэродром базировался в поселке Пересыпь Темрюкского района. Противник пытался их ловить прожекторами, обстреливать из зенитных орудий, но сбить "ночных ведьм" у него получалось нечасто.

"46-й женский авиаполк участвовал и в Крымской освободительной операции, в боях за Севастополь. Над Крымским полуостровом "небесные ласточки" совершили 6 410 боевых вылетов. У 46-го гвардейского авиаполка были одни из самых маленьких потерь за всю войну. По разным источникам – от 26 до 36 человек. Личность каждой летчицы установлена", – говорит Наталья Непомнящая.

Выставка к 80-летию Керченско-Эльтигенской десантной операции в Музее истории Эльтигенского десанта

Она показывает выставку, посвященную 80-летию десантной операции. В витрине размещена книга, подаренная музею ее автором Ларисой Литвиновой, которая служила в 46-ом гвардейском авиаполку. Она посвятила ее командиру звена, летчице Тане Макаровой, и штурману Вере Белик, которая училась в одной из школ Керчи.

Летчицы 46-го гвардейского авиаполка в Музее истории Эльтигенского десанта

"Литвинова с другими ветеранами после войны ездила в поисках мест, где погибли их боевые подруги. Приехали и в Керчь. В центре нашего города за несколько дней до его освобождения погибли штурман Женя Руднева и летчица Прасковья (Пана) Прокопьева. Они такие красивые были", – показывает Наталья фотографии "небесных ласточек" и с трудом сдерживает слезы.

"Мстим за боевых подруг Таню Макарову и Веру Белик"
Школа № 17 в Керчи носит имя Веры Белик, штурмана 46-го гвардейского авиаполка. Будущий Герой Советского Союза училась на отлично и сидела за первой партой, за которой сейчас получают знания современные ученики и гордятся историей своей школы.
Историю Великой Отечественной войны, сражений, которые проводились на крымской земле, хранит школьный Музей боевой славы. Руководит им учитель истории Ирина Николаевна Косарева. Ее ученики младших и старших классов сами проводят здесь экскурсии.

"Вера Белик только начала учиться на втором курсе Московского педагогического института. Хотела стать учителем математики. Но попала в женский авиаполк. Она была довольно скромной, почти ничего о себе не рассказывала. И только при полетах над Керчью однополчане узнали, что она из этого города", – рассказывает экскурсовод – девятиклассница Даша, для которой Вера образец для подражания.

Слова своей ученицы подтверждает Ирина Николаевна. Она говорит, что Вера была симпатичная девушка, но, как бы сейчас сказали, совсем не публичная.
Фото Веры Белик для Бессмертного полка в музее школы № 17
Фото Веры Белик для Бессмертного полка в музее школы № 17

"Когда начали летать на Эльтиген, вероятно, у нее было очень сильное эмоциональное потрясение. Она и рассказала, что Керчь – это ее родной город, что она много раз ездила в пионерский лагерь в Эльтиген, а теперь приходится его бомбить", – рассказывает Ирина Косарева.

Учительница приводит воспоминания летчицы Ларисы Литвиновой, с которой служила Вера Белик: "Вера говорила расстроенная: "Сегодня летала над своим поселком, сбрасывала бомбы, не знаю, то ли на школу, то ли на свой дом, хоть бы скорее их выбить из города".
В полку Вера Белик дружила с летчицей Таней Макаровой. Когда уже в августе 1944 года в районе польского города Остроленки Вере предстояло выполнить 813-й боевой полет, а Тане 628-й, комполка Евдокия Бершанская хотела посадить их на разные самолеты. Они как уже опытные летчик и штурман должны были летать с более молодыми. Но девчонки категорически отказались и уговорили посадить их в один самолет.
Ирина Косарева рассказывает, что, выполнив боевое задание, около 12 часов ночи они возвращались на свой аэродром. Вдруг неожиданно появился немецкий истребитель, раздалась очередь. Вспыхнул бензобак У-2. Парашютов у них не было. Они их не брали, чтобы взять с собой больше снарядов: клали их себе на колени, под ноги. Девчонки, летевшие сзади, видели, как горит самолет боевых подруг, но ничего поделать не могли, только кричали...

"С собой не брали парашюты, чтоб больше был боезапас. Надежды, Тани и Анюты, спасая мир, спасали нас", – цитирует учительница истории строки из стихотворения поэта Сержа Антонова, посвященного "ночным ведьмам".

Девушек нашли на следующее утро. Опознать их смогли только по наградам. А буквально через несколько дней появился самолет, на котором было написано: "Мстим за боевых подруг Таню Макарову и Веру Белик". Этот самолет летал до конца войны.
Обе девушки были удостоены звания "Герой Советского Союза" посмертно. Они похоронены в Польше, в городе Остроленка.
Родители Веры Белик пережили дочку. В сентябре 1963 года они пришли в школу на линейку, где было объявлено о присвоении учебному заведению имени Веры Белик. Через три года во дворе школы был открыт памятник летчице.

"В Польше над могилой нет высокого памятника. Это могильная плита с надписью на русском и польском языках, что здесь погибли летчицы 46-го полка. Каждый раз, когда говорят о сносе памятников там, у меня внутри все сжимается. Я молю: хоть бы не Остроленка", – говорит Ирина Косарева.

Это вам "За Женю"!
Имя еще одной "небесной ласточки" – штурмана 46-го авиаполка Жени Рудневой – в Керчи носит школа № 15 на улице Фурманова. Изначально предполагалось, что именно в этом районе был сбит ее самолет, который она совершала вместе с летчицей Паной Прокопьевой.
В школе есть зал боевой славы Героя Советского Союза Евгении Рудневой, которым руководит учитель истории Лиля Меметова-Асанова. На встречу с ней мы приехали вместе с научным сотрудником Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Ольгой Решетниковой.
Бюст штурмана Жени Рудневой в школе № 15 в Керчи

"Женя Руднева родилась в Бердянске. Затем семья переехала в Московскую область. С ней и столицей связана вся довоенная юность Жени. После школы девочка поступает в МГУ на механико-математический факультет. Серьезно увлекается астрономией. Когда сдавала экзамены за третий курс, началась война", – рассказывает Ольга Решетникова.

Женя была единственным ребенком в семье. Она заботилась о родителях, переживала, как мама воспримет ее однозначное решение идти на войну. Но не идти она не могла. Ей был свойственен максимализм во всем. Она не могла оставаться в тылу, пока другие воюют. Женя была уверена, что вернется.

"Интересно то, что трудно", – эти слова могли быть девизом Жени Рудневой. Они размещены на выставочном стенде школьного музея.

Руководитель музея рассказывает, что, по отзывам боевых подруг и родителей Жени, девушка была очень серьезной, целеустремленной. Она постоянно училась, везде старалась быть первой. Но при всем этом она была очень нежная, ласковая, хорошо относилась к людям, боялась кого-либо обидеть.
В 1942 году Женю Рудневу вместе с другими боевыми подругами наградили орденом Красной звезды. О своих эмоциях она напишет своей школьной подруге Иде Родкиной.

"Представляешь свою подругу орденоносцем? Мне самой в это мало верится. Только не воображай, что я совершила что-либо чересчур выдающееся. Я делаю то, что от меня требуется: честно выполнять свою работу, отдавать ей максимум сил, а уже сама работа такая, что и риск жизни, и немцам большой урон приносит. Чтоб им околеть, проклятым, да поскорей", – цитата из писем Жени, которые были переписаны ее мамой и переданы музею.

Женя умела дружить. Самой близкой ее подругой в 46-м гвардейском авиаполку была летчица Дина Никулина.

Женя могла читать частушки, придумывать какие-то сказки, отвлекать, когда было тяжело. Когда теряли очередной экипаж, она очень поддерживала. Это был человечек-огонечек. Все о ней именно так отзывались", – рассказывает Лиля Меметова-Асанова.

При этом она сильно привязывалась к людям. Если прикипит к кому-то – не отпускает. Так было и с Диной.

"Когда они с Диной выполняли 200-тый полет, Женя предложила загадать, что война закончится, когда они сделают по 700 полетов. Дина успела их выполнить, а Женя погибла на 645-м полете", – говорит Ольга Решетникова.

Женя Руднева вместе с другими девочками участвовала в помощи десантникам Эльтигена. Есть информация, что в ноябре 1943 года штурман Руднева помогла вывести самолет из зоны огня и прожекторов врага и сбросила бомбовый груз, попав точно в важный объект.
Но погибнуть ей было суждено при выполнении боевого задания в небе над Керчью 9 апреля 1944 года, за два дня до освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Она совершала полет с еще не очень опытной летчицей Паной Прокопьевой. По одной из версий, самолет был сбит в центре города.

"Гибель подруг в полку переживали очень тяжело. Особенно скорбели о Жене, так как Пана была недавно в полку и ее меньше знали. Женю любили все. Чисто по-женски мы плакали, не стыдясь своих слез. И клялись отомстить за своих подруг. И мы сдержали свое слово. Каждую ночь мы обрушивали на врага мощные бомбовые удары, уничтожая живую силу и технику, изгоняя их с нашей земли", – напишет позже в своих воспоминаниях летчица Лариса Литвинова.

После их гибели боевые подруги, совершая вылеты, сбрасывали на противника бомбы с надписью "За Женю!"
В общей сложности Женя Руднева провела в воздухе под обстрелами 796 часов, сбросила на врага 79 тонн бомбового груза.
Женя Руднева и Пана Прокопьева захоронены на воинском кладбище Керчи. Именем Жени Рудневой названа планета. А в керченской школе № 15 ей установлен памятник.
Памятник Жене Рудневой во дворе школы № 15 в Керчи
Памятник Жене Рудневой во дворе школы № 15 в Керчи
Награды героев
За Керченско-Эльтигенскую десантную операцию 129 человек стали Героями Советского Союза и более 2,5 тысяч удостоены орденов и медалей.
23 летчицы 46-го ночного бомбардировочного авиационного полка были удостоены звания "Герой Советского Союза".
Памятник десантникам Эльтигена в микрорайоне Героевка
Памятник десантникам Эльтигена в микрорайоне Героевка
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала