С давних времен племена, населявшие Крым, использовали естественные преимущества ландшафта для обеспечения потребностей жилья, хранилищ, обороны от врагов. Крым, благодаря мягким карстовым породам, много веков тому стал большими "сотами", в которых кипела жизнь. Искусственные и рукотворные пещеры разрастались до больших пещерных городов. Рядом с природными пещерами люди выдалбливали искусственные.
Название "пещерные города" — условное, поскольку их застройка состояла из жилых наземных сооружений и многочисленных высеченных в скалах помещений оборонительного, хозяйственного, погребального и культового характера.
Вопреки расхожему мнению, в пещерах жили мало, их использовали как загоны для скота и хозяйственные сараи. До сих пор в Бахчисарайском районе жители активно используют стены пещеры как одну или несколько стен своих коровников или чуланов.
В средневековье очень часто пещеры становились укрытием для монахов – сначала одиночек, а потом и для небольших монастырей. Бежавшие от преследователей, не желающие подчиняться иноверцам и стремящиеся уберечь православные традиции, монахи возводили свои пещерные храмы в известняковых скалах, которые легко поддавались обработке.
И если пещерные города - пережиток прошлого, то пещерные монастыри в последнее время возрождаются.
![Свято-Благовещенский мужской монастырь расположен на южном склоне горы-останца Мангуп, что в 25 километрах от Бахчисарая. Свято-Благовещенский мужской монастырь расположен на южном склоне горы-останца Мангуп, что в 25 километрах от Бахчисарая.](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111851/43/1118514392_0:0:1620:1080_600x0_80_0_1_c431a2639e62e07f2c33f8f9631dd552.jpg)
![Он лежит 20-ю метрами ниже уровня Мангупского плато и спуск к нему довольно резкий — по валунам. Можно подойти к обители и снизу – от подножья. Но подниматься по горной тропе непривычному туристу или паломнику нелегко. Он лежит 20-ю метрами ниже уровня Мангупского плато и спуск к нему довольно резкий — по валунам. Можно подойти к обители и снизу – от подножья. Но подниматься по горной тропе непривычному туристу или паломнику нелегко.](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111851/36/1118513682_0:0:1620:1080_600x0_80_0_1_2d6b09e469fb6829d1c55ce72a19f1d1.jpg)
![Все пещеры монастыря - искусственные. Они вырыты в VI веке, хотя окончательное оформление православной обители состоялось лишь ХIV столетии. До этого местные пещеры населяли монахи-отшельники. Есть сведения, что поблизости проживали также исихасты – монашествующие, которые берут на себя обет непрестанной Иисусовой молитвы. Все пещеры монастыря - искусственные. Они вырыты в VI веке, хотя окончательное оформление православной обители состоялось лишь ХIV столетии. До этого местные пещеры населяли монахи-отшельники. Есть сведения, что поблизости проживали также исихасты – монашествующие, которые берут на себя обет непрестанной Иисусовой молитвы.](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111851/37/1118513770_0:0:1620:1080_600x0_80_0_1_31be1db3a5d1d1505da429985f0501bd.jpg)
![Помещения монастыря расположены в два яруса. С балкона главного грота как на ладони видна Адым-Чокракская долина. Когда-то здесь были угодья колхоза. В монастыре имеется звонница и большой грот, видимо, служивший когда-то для собраний. Помещения монастыря расположены в два яруса. С балкона главного грота как на ладони видна Адым-Чокракская долина. Когда-то здесь были угодья колхоза. В монастыре имеется звонница и большой грот, видимо, служивший когда-то для собраний.](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111851/50/1118515061_0:0:1620:1080_600x0_80_0_1_8aef5eb8228e6bd4aef30f3620d88193.jpg)
![Обитель гордится своим источником, расположенном в гроте. Эта вода – конденсат известняков, осадочная влага. В других пещерных монастырях и городах Крыма подобного нет. Обитель гордится своим источником, расположенном в гроте. Эта вода – конденсат известняков, осадочная влага. В других пещерных монастырях и городах Крыма подобного нет.](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111851/36/1118513621_0:0:1620:1080_600x0_80_0_1_c3d1516d245fb3809c020498d77dee10.jpg)
![Еще одна реликвия — старинные фрески XIV – XV веков. Ими украшена апсида в алтаре храма. Правда, после турецкого владычества фрески были сильно повреждены. Нанесли им непоправимый вред и многочисленные туристы советского времени, норовящие оставить свои автографы. Ученые считают, что средневековые художники в росписи пещерного храма пытались найти новые средства для выражения восприятия мира, что роднит искусство княжества Феодоро времен его расцвета с искусством эпохи Возрождения. Еще одна реликвия — старинные фрески XIV – XV веков. Ими украшена апсида в алтаре храма. Правда, после турецкого владычества фрески были сильно повреждены. Нанесли им непоправимый вред и многочисленные туристы советского времени, норовящие оставить свои автографы. Ученые считают, что средневековые художники в росписи пещерного храма пытались найти новые средства для выражения восприятия мира, что роднит искусство княжества Феодоро времен его расцвета с искусством эпохи Возрождения.](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111851/44/1118514426_0:0:1620:1080_600x0_80_0_1_5d9be469cee03a0f47d97514ac67c8d0.jpg)
![Монастырь был и усыпальницей знатного семейства жителей столицы средневекового княжества Феодоро. Сейчас на подходе к помещениям монастыря можно увидеть новые надгробные плиты, положенные поверх старых могил, высеченных в камне. Монастырь был и усыпальницей знатного семейства жителей столицы средневекового княжества Феодоро. Сейчас на подходе к помещениям монастыря можно увидеть новые надгробные плиты, положенные поверх старых могил, высеченных в камне.](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111851/38/1118513805_0:0:1620:1080_600x0_80_0_1_939ea904aebe79608101dd4d1aca2618.jpg)
![После упадка во время османского ига, возрождение монастыря началось через несколько веков – в 2002 году по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря. После упадка во время османского ига, возрождение монастыря началось через несколько веков – в 2002 году по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря.](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111851/43/1118514357_0:0:1620:1080_600x0_80_0_1_08e710a82cceac3654b4e26e2a4c1729.jpg)
![В настоящее время богослужения здесь в пещерном храме проводятся по воскресным и праздничным дням. В настоящее время богослужения здесь в пещерном храме проводятся по воскресным и праздничным дням.](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111851/40/1118514069_0:10:1620:1068_600x0_80_0_1_43c71824e29108bc40eb5a9685c57ac1.jpg)
![В эти же дни всех паломников приглашают на праздничные трапезы. Готовят прихожане тут же – на печке, выложенной в одном из гротов. В помощь им и газовая плита. Баллоны с пропан-бутаном тащат в гору на плечах. В эти же дни всех паломников приглашают на праздничные трапезы. Готовят прихожане тут же – на печке, выложенной в одном из гротов. В помощь им и газовая плита. Баллоны с пропан-бутаном тащат в гору на плечах.](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111851/38/1118513889_0:0:1620:1080_600x0_80_0_1_5dccc691ab9f40777ea32dd7690557df.jpg)
![Даже самая простая постная выпечка в монастыре - выше всяких похвал. Даже самая простая постная выпечка в монастыре - выше всяких похвал.](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111851/41/1118514107_0:0:1620:1080_600x0_80_0_1_16e204185504f794f36e1be83ae9ce3f.jpg)
![Тут всегда рады туристам и паломникам. В монастыре царит своя, надмирская жизнь, в окружении прекрасных пейзажей горного Крыма, вдали от суеты больших городов. Тут всегда рады туристам и паломникам. В монастыре царит своя, надмирская жизнь, в окружении прекрасных пейзажей горного Крыма, вдали от суеты больших городов.](https://cdnn1.img.crimea.ria.ru/img/111851/38/1118513855_0:0:1620:1080_600x0_80_0_1_5c5ea983ea72fa83bfa1ea29120e1ce3.jpg)