СИМФЕРОПОЛЬ, 1 фев – РИА Новости Крым. Дважды Герой СССР Амет-Хан Султан после Великой Отечественной войны не построил военную карьеру, но стал одним из лучших в стране летчиков-испытателей. Как сложилась жизнь Амет-Хан Султан в эфире радио "Спутник в Крыму" рассказал доктор исторических наук Владимир Поляков.
Жизнь выдающегося летчика могла бы сложиться по-другому, если бы он открыто не заступался за депортированный в 1944 году крымско-татарский народ. Он мог бы называть себя лакцем (лакцы – один из коренных народов Северного Кавказа), так как его отец был дагестанцем, но упрямо причислял себя к крымским татарам, считает историк.
"У него была непростая этническая ситуация. Он родился в Крыму, хотя его отец был из Дагестана. В Советское время часто говорили, что он не крымский татарин. Возможно, если бы не было ситуации с депортацией крымско-татарского народа, он бы говорил, что по отцу – лакец. Но когда народ оказался в беде, он везде говорил: "Перестаньте, я крымский татарин". Я убежден, если бы он пошел по пути военной карьеры, он бы ничего не достиг, потому что путь в высшее общество для крымских татар был закрыт. Он бы не стал генералом", - выразил мнение профессор кафедры истории Крымского инженерно-педагогического университета им Февзи Якубова Владимир Поляков.
В ВОВ 63 авиатора стали дважды Героями СССР. Практически все из них после войны построили блестящую карьеру, став генералами. Но Амет-Хан выбрал другой путь и стал летчиком-испытателем, хотя им звание выше полковника не дают.
"Он был лучшим из лучших в Советском союзе, король вылетов. После войны его представляли к званию Героя СССР третий раз, но потом говорили: "Куда еще третья награда" и меняли ее то на Сталинскую премию, то на другой орден", - отмечает эксперт.
Некоторые специалисты считают, что Амет-Хан был человеком упрямым и мог позволить себе даже отказаться от выполнения задачи, однако некоторые факты историкам так и не удалось выяснить.
"Есть легенда, что ему дали задание, а он написал: "Моя вдова против". То есть летчик отказался выполнять задачу. Главный конструктор злился, но разделил полет на две части. Амет-Хан выполнил первую часть полета, и когда сел, то обнаружился недостаток в машине. Если бы полет не разорвали на два задания, то самолет бы рассыпался", - говорит Поляков.
Амет-Хан Султан родился 20 октября 1920 года в Алупке. Окончил железнодорожное училище в Симферополе, учился в аэроклубе, работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. В годы Великой Отечественной войны совершил 603 боевых вылета, в 130 воздушных боях лично сбил 30 самолетов противника и 19 авиамашин разбил в групповых воздушных сражениях. За подвиги был награжден высшими наградами и орденами, в числе которых Золотая Звезда Героя Советского Союза (дважды), ордена Ленина (трижды), Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды. После войны работал летчиком-испытателем Летно-исследовательского института в Жуковском.
В Крыму рассматривают возможность установки двух памятников Амет-Хану Султану>>