Ирина Алкснис, для РИА Новости
Последние дни оказались чрезвычайно богатыми на новости, связанные с Азовским морем, а вернее, с расстройством Украины из-за возникших у нее неурядиц там.
Безусловно, самым громким событием стало вчерашнее принятие Европарламентом резолюции, которая призвала власти ЕС предусмотреть возможность усиления санкций против России в случае обострения ситуации в этом море.
Не вполне понятно, почему в российском политическом и медиасообществе ее слова вызвали довольно бурную реакцию. Черное море действительно море европейское по своему географическому расположению, как и Россия — европейская страна (в значительной своей части).
Впрочем, в чем-чем, а в заявлениях по поводу Азова в эти дни недостатка не было. Вот, например, бывший командующий сухопутными войсками США в Европе генерал Бен Ходжес выступил на Львовском форуме по безопасности и дал украинским коллегам ряд советов, как противостоять России на Азове. Его рекомендации носили четкий и ясный — как и положено у военных — характер.
Во-вторых, Украина должна провести "красные линии" в его акватории.
В-третьих, необходимо увеличить количество представителей ВМС в Генштабе и Минобороны Украины, причем это "должны быть люди, которые понимают ситуацию и могут принимать решения".
Кстати, стоит напомнить, из-за чего вообще весь этот сыр-бор. Если опять-таки цитировать Федерику Могерини, то список претензий к Москве выглядит следующим образом:
1) милитаризация Азовского моря;
2) досмотр судов в Азовском море.
Все.
На все эти претензии — как Киева, так и его западных партнеров — Москва безмятежно отвечает, что все ее действия полностью укладываются в нормы международного права и обусловлены исключительно соображениями обеспечения безопасности на Азове. Что, между прочим, имеет под собой крайне веские основания, памятуя масштабные традиции браконьерства и контрабанды в этих местах, а также учитывая склонность Украины к государственному пиратству.
Безусловно, Киеву хотелось бы получить несколько более весомую и конкретную помощь от Запада в разрешении своих трудностей в Азовском море. Более того, он пытается прилагать усилия в этом направлении.
Можно предположить, что в Киеве питают мечты, что ради Украины НАТО пойдет на нарушение договора. Более того, Павел Климкин уже заявлял, что соглашение по Азову также находится в очереди на расторжение — вслед за Большим российско-украинским договором, решение о прекращение действия которого недавно было принято украинской стороной.
Однако есть небольшая заминка. Запад предпочитает, чтобы это для него таскали каштаны из огня другие, а не заниматься этим самому, да еще ради одного из третьесортных вассалов. А уж перспектива военного столкновения с русскими в Азово-Черноморском бассейне — это такой сконструированный специально для военно-морских сил НАТО ночной кошмар.
Так что Киеву остается утешаться очередными словами поддержки и подсчитывать потери. По словам министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна, украинские порты на Азовском море уже понесли более миллиарда гривен убытков, поскольку "среднее время задержки (судов) достигает больше 30 часов".
А что же Россия?
По заявлению Государственной пограничной службы Украины, Россия завела в акваторию Азовского моря еще два военных корабля (плюс еще один на подходе). По подсчетам украинских пограничников, общее число российских судов на Азове превысило 120 кораблей и катеров.
А все потому, что в вопросах безопасности компромиссы недопустимы.