МОСКВА, 13 июл — РИА Новости, Наталья Дембинская. Впереди финал, но уже есть первые экономические подсчеты: за три с лишним недели туристы потратили в России более 20 миллиардов рублей. Львиная доля расходов пришлась на транспорт, в том числе авиаперелеты — 14 миллиардов. На втором месте — гостиницы и рестораны. Кто и сколько заработал на турнире и почему чемпионат распугал "традиционных" туристов — в материале РИА Новости.
Хостелы — четырехкратная выручка
В крупных городах именно хостелы пользовались особой популярностью у болельщиков, приехавших на чемпионат компаниями. А наиболее доходными для их владельцев оказались первые десять дней турнира.
"Цена в хостеле увеличилась с 600-700 рублей до 2000-2500. То есть рост где-то в четыре раза, это существенная прибавка", — рассказывает Евгений Насонов, управляющий мини-отелем и председатель "Лиги хостелов". По его словам, если в обычное время постояльцы в основном россияне, то в период мирового первенства гостили почти исключительно иностранцы. Основную выручку сделали фанаты из Латинской Америки — бразильцы, мексиканцы, колумбийцы, аргентинцы, перуанцы.
"Эти большей частью небогатые люди относятся к футболу фанатично, совершенно иррационально: чтобы побывать на чемпионате, они берут кредиты, залезают в долги, продают машины, не жалеют никаких денег. Это полное безумие", — делится Насонов впечатлениями.
Предприниматель признался: боялся проблем с хулиганами, пьянством, драками и поломками, но опасения не подтвердились — приехали замечательные люди. Пожалуй, единственное, чем разочаровали гости из Латинской Америки, — быстро отправились обратно: до четвертьфинала ни одна латиноамериканская команда не дошла.
По словам Насонова, финансовые ожидания все же были чуть выше — в компании рассчитывали на шестикратное увеличение выручки. Зато к полуфиналу прибыли клиенты побогаче — болельщики из Англии. Другое дело, что их гораздо меньше: сказываются политические сложности между странами.
Доход на номер — рост 40-80 процентов
Свой кусок пирога получили и "традиционные" отели. В крупных городах, где уже завершились матчи первенства (Екатеринбурге, Нижнем Новгороде), доход на номер в июне — начале июля у многих гостиниц превысил прошлогодний на 40-80 процентов. Об этом РИА Новости рассказала гендиректор консалтинговой компании в гостиничной сфере Hospitality Income Елена Лысенкова.
От гостиниц не отставали рестораны — и не только те, что в отелях.
"Финансовые показатели мы не раскрываем, можем сказать одно: такой мощной выручки у нас не было никогда, с самого первого дня существования", — сообщил РИА Новости владелец одного из екатеринбургских кафе.
Наряду с барами приезжие в крупных городах устремились в сетевые фастфуды. "В связи с большим количеством туристов в городах, принимавших матчи чемпионата мира по футболу, поток гостей в рестораны KFC с центральной локацией, а также вблизи фан-зон и стадионов увеличился в среднем на 20 процентов", — прокомментировали в Yum! Brands, управляющей сетью KFC в России и СНГ.
Недобрали "традиционных" туристов
Аналитики констатируют: в городах, которые пока не вышли из мундиаля, спрос еще выше. Особенно повезло курортному Сочи — после окончания первенства там сразу же начинается высокий сезон.
Это связано с тем, что в период таких масштабных событий, как мундиаль, уменьшается число "традиционных" туристов, приобретающих пакетные туры.
Поэтому ростом фанатского спроса во время турнира гостиницы лишь компенсируют нехватку постояльцев в течение всего сезона. Обычных туристов отпугивают высокие цены, отмена экскурсионных программ и шумные болельщики.
Чемпионат закончится, все разъедутся, наступит затишье, и спрос резко упадет, опасаются отельеры.
Снижение турпотока прогнозируют и в Ассоциации туроператоров России (АТОР), но объясняют: спрос сдвинется на конец сезона — август-сентябрь. А в полной мере эффект от мундиаля российский турбизнес ощутит в 2019 году: турпоток в страну вырастет более чем на 20 процентов — во многом за счет инфраструктуры, построенной к чемпионату, и общего повышения интереса к России как к привлекательному туристическому направлению.