Захар Виноградов, обозреватель РИА Новости
Что означает решение ЕС по Украине
В Брюсселе 15 декабря была фактически разрушена главная мечта украинской власти — попасть в ЕС. И заодно нанесен удар по всей политической системе украинской власти.
"Революция достоинства", как ее называют на Украине, произошедшая в декабре 2013 — феврале 2014 годов, завершившаяся государственным переворотом и отстранением президента Виктора Януковича от власти, проходила под лозунгами евроинтеграции Украины.
Ассоциативное членство украинская власть рассматривала лишь в качестве первого шага на этом пути. Следующий шаг — предоставление Европейским союзом для граждан страны безвизового режима.
Однако процесс ассоциации неожиданно затормозился. Его одобрили парламенты 27 из 28 стран-членов ЕС, Европарламент и парламент самой Украины. И только правительство Нидерландов отложило решение по соглашению: большинство граждан страны в апреле на референдуме высказались против этого.
На заседании лидеров стран-членов ЕС 15 декабря премьер-министр Нидерландов Марк Рютте выдвинул несколько требований к соглашению об ассоциации с Украиной. И лидеры стран ЕС согласились с этими требованиями. Лидеры ЕС в заявлении гарантируют, что соглашение об ассоциации с Украиной:
— не подтверждает статус кандидата на членство в ЕС для Украины и не берет обязательство подтвердить этот статус в будущем;
— не содержит обязательств ЕС предоставлять Украине коллективные гарантии безопасности и военную помощь;
— не дает гражданам Украины права жить и работать на территории ЕС;
— не будет содержать обязательство по оказанию финансовой помощи Украине странами ЕС.
В пятницу премьер Нидерландов Марк Рютте сообщил РИА Новости, что правительство его страны в январе отправит в парламент предложение о ратификации соглашения об ассоциации Украины и ЕС.
Если парламент этой страны ратифицирует соглашение, соглашение об ассоциации окончательно вступит в силу. Но это еще не будет означать немедленного введения безвизового режима для граждан Украины (с ограничениями права жить и работать в странах ЕС, как мы помним).
В тот же день, 15 декабря, на саммите лидеров ЕС были одобрены правила приостановки безвизовых режимов для граждан "третьих стран". И это был предпоследний шаг для Украины в получении ими столь желанного права безвизового посещения Европы. Последний, предположительно, будет сделан на сессии Европарламента 3 апреля 2017 года, когда депутаты проведут голосование конкретно по Украине. В случае положительного решения Европа откроет двери для граждан Украины. Но не разрешит им там постоянно жить или работать на любых условиях — ни по найму, ни при самозанятости.
А именно об этом — о возможности жить и работать в Европе — и мечтали украинцы последние два года. Именно об этом говорили они на майдане. Мечта не сбылась.
На неопределенно долгий срок отодвинулась и реализация мечты украинской власти о получении страной статуса кандидата в ЕС (который сам по себе ничего не гарантирует — вспомним историю с Турцией, которая соглашение об ассоциации с ЕС подписала в 1963 году, статус кандидата — только в 2000 году, и решение подвешено до сих пор).
Реакция Украины официальной и неофициальной
О том, что обозначенные в заявлении лидеров ЕС требования прямо противоречат всем совместным планам Украины и ЕС, президент по понятным причинам молчит. Да и те условия, на которых страна получит безвизовый режим (если еще получит), иначе как унизительными, назвать нельзя.
Большинство близких власти аналитиков уверяют, что все идет по плану. "Поправки, которые вносятся Нидерландами в Соглашение об Ассоциации Украины с ЕС, ничего нового не вносят, так как упоминания как не было, так и не появилось, и просто лишний раз на этом делают акцент для внутреннего голландского потребителя", — утверждает, например, эксперт Аналитического центра Совета внешней политики "Украинская призма" Сергей Герасимчук
"Это фактически провал всего евроинтеграционного проекта, поскольку там записаны вещи, которые прямо противоречат всем тем совместным планам и даже туманным перспективам, которые когда-то маячили перед Украиной", — полагает политолог Павел Рудяков.
"Получается, что поляк в данном случае выступает больше защитником украинских интересов, чем его украинский коллега, либо кто бы то ни было в украинском руководстве, — иронизирует Рудяков. —. Конечно, поляки вынуждены были эти поправки принять и промолчать, но, тем не менее, эта реакция характерна. А мы делаем вид, что все идет по плану, что это ничего не меняет. Но это не так.
Там, кроме категорического отказа в членстве, есть отказ от оборонных мероприятий, на которые мы могли бы при определенных обстоятельствах рассчитывать, отказ от дополнительной финансовой помощи. Даже та достаточно слабая Ассоциация, которая предполагалась по соглашению об Ассоциации, перечеркивается и превращается просто в бумажку", — сказал Рудяков.
"Прежде боялись лишить украинцев надежд. Сегодня уже не боятся. Причем, по сведениям из дипломатических кругов, это позиция не только Нидерландов, но и Франции с Германией" — сказал бывший руководитель пресс-службы МИДа Украины Олег Волошин, слова которого приводит издание "Страна.UA".
Но украинские соцсети уже кипят негодованием. Злятся на европейцев: опять мол, обманули. Спрашивают: а зачем нам такой безвиз, если денег нет, а работать в Европе все равно не получится?
Призывают отомстить Нидерландам.
Старые голландские мастера
Но в истории отношений этих двух стран недавно возникла еще одна очень интересная деталь, которая не могла не сказаться на отношениях голландцев к Украине.
Чуть больше года назад во время визита Порошенко в Нидерланды, по словам главы МИД Украины Павла Климкина, голландцы подняли вопрос о возвращении украденных ранее из музея в городе Хорн и оказавшихся на Украине картин средневековых мастеров.
Сотрудники музея наняли голландского детектива Артура Бренда, который установил, что к попыткам продажи украденной из музея коллекции имеют отношение бывший руководитель Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко, председатель украинской националистической партии "Свобода" Олег Тягнибок и заместитель командира добровольческого батальона "ОУН" (Организации украинских националистов) Борис Гуменюк. Последний, по данным детектива, требовал от голландцев 50 миллионов евро за возвращение коллекции.
С декабря 2015 года одной из главных тем в голландских СМИ была пропавшая коллекция. До весны 2016 года картины так и не были возвращены. Уже после апрельского референдума в Нидерландах 4 из украденных 24 картин в посольство Нидерландов передал нынешний руководитель СБУ Василий Грицак. Судьба остальных картин неизвестна.
Ни один из предполагаемых участников этой истории, по информации украинских журналистов, к уголовной ответственности привлечен не был.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции