Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ
Киевские власти делают все возможное для того, чтобы на "Бессмертный полк" приходило все меньше людей. И пока у них мало что получается – ведь Полк стал не только символом Победы, но и символом Сопротивления.
Это не их победа
Прошла непросто. Украинские власти делают все возможное для того, чтобы преуменьшить или выхолостить значение Дня Победы (взять хотя бы официальную цифру в две тысячи участников киевского "Бессмертного полка", хотя там, по мнению многих участников, были десятки тысяч человек), пытаются доказать всем, что украинскому народу этот праздник не интересен. "В обществе есть серьезное нежелание превращать день окончания масштабной войны из трагедии в фарс", — пишут украинские СМИ. И позиция власти вполне логична. Во-первых, для нее (а также для украинствующей части активистов, называющих себя "интеллектуальной элитой" страны) 9 мая действительно стал трагедией. Ведь идейные отцы этой власти – украинские коллаборационисты и прислужники СС – в этой войне проиграли.
Война против "Бессмертного полка" – это тоже часть "войны памяти". И не только потому, что это война наследников нацистов с наследниками тех, кто против этого нацизма боролся. Бессмертный полк не позволяет людям забыть о той великой мере, ведь Полк – это, по сути, акция сопричастности. Люди, которые несут портреты своих предков, воевавших против нацистов и их пособников в ходе Великой Отечественной Войны, не только демонстрируют, но и ощущают свою сопричастность к той великой Победе.
Полк сопричастности
Да, запретить "Бессмертный полк" Украина не может – даже после многих лет (а не четырех, как кому-то может наивно показаться) активной националистической промывки мозгов множество украинцев все равно ощущает свою сопричастность к Победе и стремится эту сопричастность демонстрировать. Однако идею Полка можно максимально "ослабить".
Сможет ли в итоге Порошенко выиграть в этой Войне Памяти? Вряд ли. И не только потому, что провозглашенная им политика неонацизма долго не протянет (учитывая тотальную деградацию украинского государства, а значит и национальной антироссийской идеи). Сам по себе "Бессмертный полк" для многих является акцией сопротивления действующему режиму, своего рода формой протеста против того, в какую точку Порошенко ведет украинскую государственность. Неудивительно, что с каждым годом на Полк выходит все больше и больше людей – у них пропадает страх, и возрождается ненависть к нацизму. Ненависть их дедов, которая позволила сломить хребет нацистской Германии. Хребет же нацистской части Украины куда как тоньше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции