"Связная" войны: 100 лет Юлии Друниной
Последнее желание Юлии Друниной исполнилось в Старом Крыму
В паспортных графах ее день рождения - 10 мая. Но это по документам. После 1945 года она отмечала его всегда мая девятого числа – в День Победы. Фронтовичка, чьи стихи были выкованы войной, известнейшая в России поэтесса, выбравшая Крым местом своего упокоения – Юлия Друнина.
"Я родом не из детства, из войны…"
Ей было всего 17, когда началась Великая отечественная. Да, она писала стихи еще в школе и даже занимала первые места на конкурсах и удостаивалась озвучивания своих строчек в радиоэфирах. Но именно война со всем ее горем всколыхнула необычный дар Юлии Друниной.
Еще школьницей москвичка Друнина копала под Можайском противотанковые рвы, а через год, когда ей исполнилось 18, пошла в военкомат, решительно положила на стол паспорт и свидетельство об окончании курсов медсестер. И был эшелон пехоты, санитарный взвод, и окружение, из которого выбирались всеми правдами и неправдами 13 суток. И была контузия. А после недолгого лечения и попытки поступить в Литературный институт – снова фронт под Псковом и в Прибалтике.
И еще одно ранение: осколок прошел в 2 мм от сонной артерии. Фронтовая медсестричка, заметив кровь, отмахнулась, замотала шею бинтами и продолжала работать, помогая другим, пока не свалилась в обморок. Роддомом ее первого военного стихотворения стал госпиталь.
В декабре 1944 года комиссованная по состоянию здоровья обладатель медали "За отвагу" и ордена Красной звезды Юлия Друнина снова пришла в одну из аудиторий Литературного института и села за парту. Так, пропустив первые полгода учебы, она становится первокурсницей.
Еще во время студенчества ее стихи опубликовали в журнале "Знамя". В стенах литинститута рождается и большая любовь между двумя поэтами и фронтовиками – Николаем Старшиновым и Юлией Друниной, потом у них рождается дочь, а потом – Юлина книга: первый стихотворный сборник "В солдатской шинели".
Жить было трудно – стихами много не заработаешь, на руках маленькая и часто болеющая Леночка, из-за которой приходится прыгать из академки в академку. Но карьера понемногу налаживается, уже и членский билет Союза писателей в кармане.
Лирическая героиня
Говорят, что именно так выглядит любовь с первого взгляда. Она – поэтесса, он – известный сценарист с непростой судьбой, отсидевший в лагерях, но снова сумевший наладить жизнь и карьеру. Он – ее преподаватель на сценарных курсах ВГИКа, она – его студентка, на 20 лет младше лектора.
Алексей Каплер был очень простым внешне, но необычайно харизматичным в общении. Даже телезрительницы, садясь перед экраном, красили губы, ожидая телепередачи с Каплером - таково было его неимоверное мужское обаяние.
Алексей Каплер и Юлия Друнина шесть лет пытались скрывать свои чувства. Но в 60-м все же официально связали линии своих непростых биографий.
Супружество Каплера и Друниной, продлившееся 19 лет, было очень счастливым. Как вспоминали родные, Юлия не знала, что такое готовка или как заплатить за газ: Каплер нес ее на руках над пучиной быта.
"Видя их отношения с мамой, я поняла, какая должна быть семья", - позднее говорила в интервью дочь Юлии Друниной Елена Липатникова.
В ту пору в поэзии Друниной зазвучали новые ноты: война ушла на второй план, на сцену вышла лирическая героиня – сильная, но нежная, женщина. Сборники стихов Друниной выходят раз в несколько лет. Она становится в том числе автором-песенником. На ее стихи для эстрады пишут Александра Пахмутова, Андрей Петров, Евгений Жарковский, песни исполняют Анна Герман, Гелена Великанова, Людмила Сенчина, Майя Кристалинская…
В 1967 году Друнина в составе делегации советских писателей побывала в Германии. Во время поездки ее спросили: "Как вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой жестокой войне?".
Она ответила: "Для нас весь смысл войны с фашизмом именно в защите этой женственности, спокойного материнства, благополучия детей, мира для нового человека".
Тема любви у Друниной переплетается с темой войны, оставить которую поэт не в праве:
Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной...
Я — связная.
Бреду в партизанском лесу,
От живых
Донесенье погибшим несу.
Между теми, кто жив
И кто отнят войной...
Я — связная.
Бреду в партизанском лесу,
От живых
Донесенье погибшим несу.
В уже уважаемом возрасте Алексей Каплер становится не только сценаристом, но и популярнейшим ведущим. Его секрет - в отсутствии сценария, он вел программу от своего имени в прямом эфире – как будто бы гости приходили к нему в гости. Официальное телевидение благодаря Каплеру стало искренним.
Телеграммы в Крым
Они везде были вместе - ходили в гости, на поэтические вечера, в театры. А еще у Юлии Друниной и Алексея Каплера был Крым: сначала Коктебель, куда приезжали минимум дважды в год в межсезонье на несколько недель. Там катались на лошадях, ходили по горным тропам, исследовали старые партизанские места. Отказывалась от поездок за границу, если они приходились на период Крыма.
Бывали здесь не только вместе. И, если Юлия ехала на юг одна, вслед ей телеграфистки слали весточки от любимого мужа:
"Сидел дома, занимался, и вот меня выстрелило срочно бежать на телеграф, сказать, что я тебя люблю, может быть, ты не знаешь или забыла: один тип".
Друнина любила мельхиоровые украшения, где в обрамленье металла таинственно мерцали полудрагоценными сердолики и агаты с коктебельских пляжей.
Телеграмма Каплера Друниной
© Группа ВК памяти Юлии Другиной
Крым впечатлял, удивлял, вдохновлял на творчество.
Своим раем в шалаше супруги выбрали городишко Старый Крым, численность населения которого в те годы не превышала 8 тыс. человек.
Куры, яблони, белые хаты -
Старый Крым на деревню похож…
Старый Крым на деревню похож…
Это строки из одного из самых известных стихотворений Друниной. Любовь к крымской земле она привила и своей дочери. Елена Липатникова утверждает, что и она не может жить без полуострова, и регулярно приезжает сюда, чтобы побывать в местах, где были так счастливы ее мама и отчим.
На домике, где жили влюбленные супруги, со временем установили мемориальную доску. В фондах местного краеведческого музея хранятся книги с дарственными надписями от поэтессы, фотографии, небольшие мелочи, переданные в дар музею семьей Каплеров-Друниных. Есть в экспозиции и коктебельские камешки, так любимые поэтом.
Автограф Ю. Друниной в Старокрымской библиотеке
А в 1979 году Алексея Каплера не стало – скоротечный рак. Знаменитость, по его завещанию, похоронили на кладбище Старого Крыма, в самом центре полуострова, с видом на гору Аргамыш.
"Старый Крым – последняя обитель…"
И жизнь Юлии Друниной потеряла смысл. Да, были сборники стихов. Но жизнь как будто утекала из сильной женщины, сумевшей пережить войну и с трудом переживающей уход самого близкого человека.
Когда грянула перестройка, а страна стала разваливаться, Юлия пошла в политику – ей очень хотелось защитить армию и ветеранов. Ведь она – "связная". Только теперь не между прошлым и будущим, а между постаревшими ветеранами и власть имущими.
Ю. Друнина. Фото из собрания музея в Старом Крыму
Но голос поэта оказался не нужен новой стране.
В ноябре 1991 года Юлия Друнина написала предсмертную записку и ушла в свой автомобиль с включенным мотором в гараже. На столе остались аккуратные указания, что делать родным и близким. И – главное – последнее желание: похоронить рядом с Каплером в Старом Крыму. И в конце приписка: "Господи, спаси Россию!"
Старый Крым — последняя обитель.
Черный камень — все как в страшном сне…
Не судите, люди, не судите:
Здесь лежать положено и мне.
Черный камень — все как в страшном сне…
Не судите, люди, не судите:
Здесь лежать положено и мне.
Теперь Юлия Друнина и Алексей Каплер навеки вместе под одним камнем в Старом Крыму, а над ними в необъятном космосе совершает свой путь вокруг орбиты малая планета под номером 3804, названная в честь поэтессы, чье сердце навсегда осталось в Крыму.
Могила Друниной и Каплера
10:10 10.05.2024 (обновлено: 10:15 10.05.2024)