Сложный период…
Речь идет о сложном периоде в жизни некогда большого государства, которое называлось Союзом советских социалистических республик – СССР, а вернее о периоде его распада. Когда рушатся империи, содрогается вся земля, говорили древние мудрецы. Тоже произошло и с СССР. Распад некогда мощного государства вызвал естественный элемент защиты у местных элит. А "дружные и союзные" республики вдруг начали поворачиваться друг к другу спиной, и надо было предпринимать некие действия, чтобы защитить свои интересы и интересы граждан, проживающих на этих территориях.
В Крыму первым в СССР был проведен референдум. Речь шла о восстановлении Крымской автономной советской социалистической республики, как субъекта Союзного договора. Случилось это 20 января 1991 года. Тогда подавляющее большинство крымчан проголосовало именно за воссоздание КАССР. Была воссоздана Республика, но полномочий у нее фактически не было, хотя и были созданы все атрибуты власти: Верховный совет и Совет министров Крыма. Но эти образования существовали в рамках тогдашнего законодательства, то есть Крым оставался частью Украинской ССР.
После событий августа 1991 года, когда распад Союза уже оставался неизбежным, в Крыму еще более активизировались движения, которые видели крымскую республику как независимое и самостоятельное государство, которое, по мнению одних сил должно было войти в состав России, по мнению других – служить мостом между Российской Федерацией и Украиной.
"Крым с Украиной, независимый или с Россией?"
С декабря 1991 года в Крыму проводились массовые акции на тот момент мощного Республиканского движения Крыма (РДК) и других пророссийских организаций. Требование к крымским властям было одно – исполнить решение крымчан, которые они высказали на общекрымском референдуме 20 января. У стен Верховного совета Крыма проходили не просто пикеты и митинги, но и голодовки активистов этого движения.
На тот момент председатель исполкома РДК, председатель Крымского союза ветеранов Афганистана, а ныне глава крымских профсоюзов и депутат Госсовета Крыма Владимир Клычников говорит, что время было достаточно непростое.
"Были митинги у стен парламента, были и голодовки. Были и подписи крымчан под требованием о проведении референдума о статусе Крыма", — рассказал он корреспонденту РИА Новости (Крым).
РДК было тем движением, которое подталкивало крымский парламент, который был преобразован из областного совета народных депутатов Крымской области, в состав которого входили и депутаты из Севастополя, к активным действиям, но этих действий не было. Шли элементарные торги между тогдашними верхушками.
В частности, речь шла о законе о разграничении полномочий между Крымом и Украиной. Были сложные переговоры. Ожидалось, что такой закон в апреле 1992 года будет принят. Но Верховная Рада Украины тогда приняла иной закон "О статусе Автономной Республики Крым", что стало определенной неожиданностью для крымчан, поскольку он нивелировал права Республики. Решение было принято 5 мая.
"Думать о судьбах Крыма: пять условий народного ультиматума"
Материалы крымских газет того периода были что называется "на острие". Активно обсуждается тема референдума.
К примеру, в самом популярном издании "Крымской правде", которое последовательно отражает пророссийскую и прокрымскую позицию большинства крымчан, 10 апреля 1992 года было опубликовано политическое заявление РДК, в котором приводилось пять условий для крымской власти:
1. Возобновление работы сессии Верховного Совета Крыма;
2. Провозглашение Республики Крым независимым и суверенным государством;
3. Принятие Конституции Республики Крым;
4. Назначить конкретную дату общекрымского референдума;
5. Сформировать полномочную делегацию для переговоров и решения всех спорных вопросов с Украиной и Россией.
Отдельно говорилось, что отказ будет воспринят как нежелание президиума и Верховного совета Крыма выполнять волю избирателей со всеми вытекающими последствиями.
Решение принято, реализации нет
5 мая 1992 года сессия Верховного совета Крыма собирается на свое заседание и принимает решение об утверждении Акта о провозглашении государственной самостоятельности. Газеты публикуют текст принятого документа, а также решение о проведении общекрымского референдума 2 августа.
В частности, Верховный совет Крыма провозгласил создание суверенного государства – Республика Крым, которое будет "строить свои отношения с другими государствами в соответствии с международным правом, на началах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества. Территория Республики Крым в границах Крымского полуострова является неделимой и неприкосновенной".
Это решение было принято, но фактически не исполнено, несмотря на то, что на следующий день, 6 мая, была принята первая Конституция Республики Крым, которая затем была подвергнута жестокой чистке со стороны Украины. А уж после ликвидации поста президента Крыма и не позволению парламенту Крыма принимать собственные законы, вообще на долгие годы была практически забыта. Достаточно сказать, что украинский парламент на тот момент, а речь идет о 1995-1996 годах, отменил более чем двести законов и еще больше постановлений крымского парламента. Попытки восстановить их хоть в каком-либо виде ни к чему не привели.
Чего не хватило для крымской государственности…
Нынешний депутат Госсовета Крыма, а в 1992 году – депутат Верховного совета и лидер Русской партии Крыма Сергей Шувайников, который, кстати, занял третье место на выборах президента Крыма в 1994 году, считает, что тогда для достижения российского статуса полуострова не хватало главного – политической воли.
"Тогда не хватало главного – не было политической воли руководства Крыма, была боязнь и опаска, что могут дать отмашку на то, что бы ликвидировать автономию Крыма, или спровоцировать какие-то нежелательные конфликты. Тогда шли переговоры, крымского руководства на всех уровнях, но Москва, на тот период, когда президентом был Борис Ельцин, сама не знала, что делать с Крымом…", – отметил Шувайников.
А из Киева шли жесткие распоряжения и угрозы, вплоть до привлечения руководства Крыма к уголовной ответственности.
"Эта ситуация не позволила руководству Крыма опереться на широкие народные массы, которые могли бы его поддержать. И эта боязнь опереться на народ, которая существовала с советских времен, она собственно и не дала реализоваться ни Акту о государственной самостоятельности, ни Конституции Крыма", – подчеркнул депутат.
…не хватило мудрости…
Он отмечает, что на тот момент крымчан, что называется, обыграли.
"Нас переиграли на марше: как говорится, заговорили, заболтали, какими-то вялыми компромиссами. Конституция Крыма была законом практически самостоятельного государства. А спустя пару месяцев состоялась совместная встреча президиумов Верховного совета Крыма и Верховного совета Украины в Ялте, потом пошли неформальные переговоры, которые мы отслеживали, и в результате в сентябре мы получили измененную редакцию Конституции Крыма от 6 мая, которая начала отступать от всех позиций", – сообщил Клычников корреспонденту РИА Новости (Крым).
…не было помощи со стороны Ельцина
Крымский политолог Александр Форманчук уверен, что на момент принятия решения Верховным советом Крыма о референдуме не хватило прямой помощи со стороны России.
"К сожалению, тогда ельцинская Россия смотрела на Крым нескольку по другому, и пыталась искать какие-то контакты, надеясь, что с руководством Украины можно будет искать компромиссы, в том числе и по крымской проблематике. Тогда дележ Черноморского флота начинался, поэтому они пытались увязывать проблемы Крыма с общим комплексом отношений с Украиной", – отметил Форманчук.
По его мнению, референдум 1992 года можно назвать "отложенным референдумом", подтверждение которому крымчане высказали в марте 2014 года.
"Этот референдум был вынужден жить в режиме ожидания, до 2014 года. Мы на определенный период законсервировали, если можно так сказать, настроения и даже надежду на то, что мы рано или поздно будем возвращать Крым в Россию. Мы не допустили ползучего размывания крымского патриотизма к приверженности к России. Безусловно, события 5-6 мая 1992 года имели очень большое значение в этом плане, действительно исторические значение, потому что это был всплеск надежды", – подытожил политолог.