Первое консульство и "Таврида": открытия и прорывы 2020-го в Крыму

Если бы у крымчан спросили, чем им запомнился 2020 год, большинство наверняка упомянули бы коронавирусный карантин. Между тем, в Крыму за год произошли и другие значимые и интересные события, о наиболее важных из них – в подборке РИА Новости Крым.
Подписывайтесь на РИА Новости Крым

СИМФЕРОПОЛЬ, 2 янв – РИА Новости Крым, Алексей Гончаров. Если бы у крымчан спросили, чем им запомнился 2020 год, большинство наверняка упомянули бы коронавирусный карантин. Между тем, в Крыму за год произошли и другие значимые и интересные события, о наиболее важных из них – в подборке РИА Новости Крым.

"Дорога жизни" заработала на полную

"Красивый, современный и удобный объект" – так президент Владимир Путин охарактеризовал трассу "Таврида" после первой поездки по ней. Главную автомагистраль Крыма протяженностью более 250 км начали строить в мае 2017-го, а уже спустя три года было открыто движение по всем четырем полосам трассы от Керчи до Севастополя. Современную дорогу первой категории петербургская компания "ВАД" строила практически с нуля и сдала объект на четыре месяца раньше срока.

Боль 2020-го: пять событий, потрясших КрымВ уходящем 2020 году произошло несколько тяжелых событий, потрясших полуостров. РИА Новости Крым вспоминает пять из них. 
"Таврида" стала четвертой по счету важнейшей стройкой для российского Крыма после энергомоста с материка, транспортного перехода через Керченский пролив и нового аэропорта Симферополя. А еще – доказала всем скептикам, что в Крыму могут успешно и оперативно реализовываться крупные инфраструктурные проекты.

"Таврида" соединяет в единую логистическую систему Крымский мост, Керчь, Симферополь и Севастополь, обеспечивает выход на основные туристические регионы и надежную связь с сетью федеральных дорог. Если старая автодорога из Керчи через Феодосию, старый Крым и Белогорск была рассчитана максимум на 15 тысяч авто в сутки, то пропускная способность "Тавриды" составляет до 40 тысяч машин. Бесконечные пробки, в которых практически застывал летний Крым, уходят в прошлое. Правда, теперь пробки образовались в ключевых крымских городах. Это – задачи следующих лет.

Крым встал в пробках: есть ли выход >>

В целом 2020 год можно назвать "строительным" для полуострова. Помимо главной автодороги региона, сдан в эксплуатацию новый медцентр Семашко с новейшим оборудованием и стационаром на 734 койки, открылась после реставрации одна из главных достопримечательностей Крыма – дворец-замок "Ласточкино гнездо".

Два символа Крыма: Кот Мостик в "Ласточкином гнезде"
2021-й обещает быть не менее насыщенным на открытие новых объектов. Один из самых ожидаемых – Соборная мечеть в Симферополе, которая сможет вместить более 2,5 тыс. мусульман.

Автобусы для маршрута к новому медцентру оказались сломаны - Аксенов >>

Грузы пошли, но цены не упали

В конце июня открылось грузовое железнодорожное сообщение по Крымскому мосту. Событие значимое и долгожданное – Крым во всех смыслах перестал быть российским "островом". Перевозка пассажиров и грузов теперь полноценно осуществляется всеми видами транспорта.

Благодаря запуску грузовых поездов объем железнодорожных грузоперевозок между Крымом и материковой Россией за полгода вырос более чем на 70%. В основном через Керченский пролив по железной дороге перевозят стройматериалы (прежде всего необходимые для крымских строек щебень и цемент), лесоматериалы, зерно и нефтепродукты. В "Крымской железной дороге" заявили, что открытие грузового ж/д сообщения позволило уменьшить сроки доставки грузов и затраты на их перевозку, снизить нагрузку на автодорожную инфраструктуру и экологию региона.

Вот только ожидаемого снижения цен на товары в Крыму, вопреки прогнозам, не произошло. В частности, стоимость бензина – одной из наиболее чувствительных для крымчан тем – в 2020-м в основном только росла. Власти и трейдеры ссылались на подорожание опта на санкт-петербургской бирже, а также на отсутствие обратной загрузки при грузовом транзите через Крым.

Растем и будем расти: почему в Крыму такие цены на бензинМожет, и вправду крымский бензин особенный и обязан стоить на 1,5-3 рубля дороже, чем на первой же заправке за мостом? Или дороговизне есть иное, более прозаичное объяснение? В проблеме высоких цен на топливо на полуострове разбиралась журналист РИА Новости Крым.
Топливо на полуострове по-прежнему на 1,5-3 рубля дороже, чем на материке, и эта картина вряд ли изменится в ближайшее время, считают эксперты отрасли. По их мнению, снизить цены позволят только снижение НДС для компаний, преференции на транспортировку топлива и наличие большего количества игроков на региональном рынке.

Ответ на водный вызов

Пять лет назад Крым при поддержке федерального центра справился с глобальным вызовом под названием "энергетическая блокада". В конце 2020-го в Крыму начали закладывать фундамент еще одного будущего прорыва – водного. Пока жители Симферополя, Ялты и некоторых других регионов привыкают жить по графикам подачи воды, на полуострове с октября реализуют масштабный план по обеспечению стабильного водоснабжения крымчан и севастопольцев.

Цена вопроса – 48 млрд рублей, которые выделяются из резервного фонда федерального бюджета. План, среди прочего, предусматривает бурение новых скважин, ремонт сетей, устройство очистки сточных вод и т.д. Первых значимых результатов удалось добиться еще до конца года. В Севастополе в рекордно короткие сроки построен и запущен водовод из Кадыковского карьера в городскую систему водоснабжения. Уже к марту 2021-го достроят водовод на реке Бельбек, благодаря которому Севастополь будет получать дополнительно еще 50 тысяч "кубов" воды в сутки.

Жажда Зеленогорского: как выживает село без единого источника водыСело Зеленогорское Белогорского района стало одним из населенных пунктов, где не осталось ни единого источника воды, из-за чего люди вынуждены выживать за счет подвоза. В день подвоза жители по два-три раза разносят ведра, канистры, баклажки по своим домам, чтобы была возможность приготовить еду и как-то помыться.
В конце 2020-го окончательно завершено строительство Нежинского, Просторненского и Новогригорьевского водозаборов, которое велось с 2014 года. Теперь ежесуточно 200 тысяч "кубов" воды из 12 артезианских скважин беспрепятственно поступает в Феодосию, Судак, Керчь и другие населенные пункты восточного Крыма.

Именно на бурении подземных скважин делается главный акцент при преодолении водного кризиса в республике. Если этого окажется недостаточно, начнут строить опреснительные установки. Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, курирующий реализацию "водного плана", говорит об опреснении как о крайнем варианте – уж слишком дорогой будет эта вода после всех энергетических затрат. Кроме того, есть перспектива использовать пресные источники под Азовским морем. Вопрос сейчас прорабатывают специалисты. Так или иначе, в Москве не сомневаются, что проблема водообеспечения полуострова будет решена в ближайшие годы.

Ни воды, ни жизни: как умирает север Крыма >>

Дипблокада получила пробоину

2020-й ознаменовался открытием первого в российском Крыму зарубежного дипломатического представительства. Консульство в республике открыл Никарагуа – одно из первых государств, признавших законность вхождения полуострова в состав РФ. Руководит консульством хорошо известный крымчанам Олег Белавенцев – бывший полпред президента России в Крымском федеральном округе. Несмотря на то, что первым иностранное консульство в регионе открыло маленькое государство в Центральной Америке, власти находящегося под жесткими санкциями Крыма расценивают это событие как начало прорыва международной блокады.

Крым и Никарагуа наладят прямой товарооборот
Пока полуостров вынужден налаживать связи с внешним миром в основном по каналам народной дипломатии. Пандемия коронавируса внесла коррективы – контакты между властями Крыма и гражданскими "дипломатами" из других стран перешел в формат онлайн-видеосвязи. После снятия всех ограничений Крым продолжит реализацию проектов по линии народной дипломатии. Только теперь вектор сотрудничества будет смещен с Запада, где позиция по статусу полуострова вряд ли будет меняться, на более перспективный с данной точки зрения Восток. В частности, Крым планирует усиливать связи с представителями стран СНГ: Киргизией, Арменией, Белоруссией, Казахстаном и другими.

Туризм устоял вопреки пандемии

Когда коронавирус начал стремительно распространятся по России и регионы один за другим стали вводить карантинные ограничения, многие предсказывали крах туристической отрасли в Крыму.

Пришлось "разгоняться с места": итоги года от главы Минкурортов КрымаВ уходящем году Крым, как и весь мир, столкнулся с совершенно новыми вызовами. Это не только привело к потерям, без которых не бывает роста, но и помогло открыть новые горизонты, обрести новые силы. Каким был 2020-й для крымского туризма? Об этом в интервью РИА Новости Крым рассказал глава Минкурортов РК Вадим Волченко.
Но итоги года показывают, что республика смогла достойно ответить и на этот вызов. В 2020-м на полуострове отдохнули почти 6 миллионов курортников – всего на 12-15% меньше, чем в рекордном по этому показателю прошлом году. А доходы санаториев и гостиниц за девять месяцев и вовсе выросли на 2% – до 27,9 млрд рублей. Налоговые поступления в бюджет от отрасли за три квартала составили 2,25 млрд рублей. По данным Российского союза туриндустрии, Крым – единственный регион, который оказался в плюсе по доходам отрасли в 2020 году, как среди Южного федерального округа, так и среди всех субъектов.

Ушедший год показал, что Крым постепенно превращается из летнего во всесезонный курорт. В осенние и зимние месяцы на полуостров стали приезжать больше, чем в прошлые годы, причем не только с материка. До вступления в силу ограничений по COVID Крым успел принять почти 80 тысяч иностранных туристов из 118 стран мира – в основном из Украины и других государств постсоветского пространства. Но были и гости из Европы, США, Австралии, Малайзии, Коста-Рики, Новой Зеландии.

Крым и Краснодар. Чем привлекут туриста >>

Рекомендуем